Строение рыбы внешнее

Класс Рыбы их строение, классификация и основные отряды (Таблица, Схема)

строение рыбы внешнее

Класс Рыбы — это наиболее многочисленная группа современных позвоночных животных, которая объединяет более 25 тысяч видов. Рыбы являются обитателями водной среды, они дышат жабрами и передвигаются с помощью плавников.

Рыбы распространены в разных уголках планеты: от высокогорных водоёмов до океанических глубин, от полярных вод до экваториальных. Эти животные населяют солёные воды морей, встречаются в солоноватых лагунах и устьях крупных рек.

Они обитают в пресных реках, ручьях, озёрах и болотах.

Внешнее строение рыбы

Основными элементами внешнего строения тела рыбы являются: голова, жаберная крышка, грудной плавник, брюшной плавник, туловище, спинные плавники, боковая линия, хвостовой плавник, хвост и анальный плавник, это можно увидеть на рисунке ниже.

Внутреннее строение рыб

Системы органов рыб Органы Функции
Скелет 1. Череп (состоит из мозговой коробки, челюстей, жаберных дуг и жаберных крышек)2. Скелет туловища (состоит из позвонков с отростками-дугами и ребер)3. Скелет плавников (парные -грудные и брюшные, непарные — спинной, анальный, хвостовой) 1. Защита мозга, захват пищи, защита жабр2. Защита внутренних органов3. Движения, поддержание равновесия
Мускулатура Широкие мышечные ленты, раз­деленные на сегменты Движение
Нервная система 1. Головной мозг (отделы — передний, средний, продолговатый, мозжечок)2. Спинной мозг (вдоль позвоночника)3. Нервы 1. Управление движениями, безусловные и условные рефлексы2. Осуществление простейших рефлексов, проведение нервных импульсов3. Восприятие и проведение сигналов
Органы чувств 1. Глаза2. Ноздри3. Орган слуха4. Осязательные и вкусовые клетки (на теле)5. Боковая линия 1. Зрение2. Обоняние3. Слух4. Осязание, вкус5. Ощущение направления и силы течения, глубины погружения
Пищеварительная система 1. Пищеварительные пути (рот, глотка, пищевод, желудок, кишечник, анальное отверстие)2. Пищеварительные железы (поджелудочная железа, печень) 1. Захват, измельчение, перемещение пищи2. выделение соков, способствующих перевариванию пищи
Плавательный пузырь Наполнен смесью газов  Регулирует глубину погружения
Дыхательная система Жаберные лепестки и жабер­ные дуги  Осуществляют газо­обмен
Кровеносная система (замкнутая) — Сердце (двухкамерное)- Артерии- Вены- Капилляры Снабжение всех кле­ток тела кислородом и питательными ве­ществами, отведение продуктов распада
Выделительная система Почки (две), мочеточники, мочевой пузырь Выделение продук­тов распада
Система размно­жения У самок: два яичника и яйцеводы;У самцов: семенники (два) и семяпроводы

На рисунке ниже показаны основные системы внутреннего строения рыбы

Классификация класса Рыбы

Живущих в настоящее время рыб делят на 2 основных класса: хрящевые рыбы и костные рыбы. Важные отличительные черты хрящевых рыб — наличие внутреннего хрящевого скелета, нескольких пар жаберных щелей, которые открываются наружу, и отсутствие плавательного пузыря. Почти все современные хрящевые рыбы обитают в морях. Среди них наиболее распространены акулы и скаты.

Подавляющее большинство современных рыб относится к классу костных рыб. Представители этого класса обладают окостеневшим внутренним скелетом. Пара наружных жаберных щелей у них прикрыта жаберными крышками. У многих костных рыб есть плавательный пузырь.

Основные отряды Рыб

Отряды рыб Основные признаки отряда Представители
Акулы Хрящевой скелет, отсутствует плава­тельный пузырь, нет жаберных крышек; хищники Тигровая акула, китовая акула, катран
Скаты Манта, скат-хвостокол
Осетровые Костно-хрящевый скелет, чешуя — пять рядов крупных кост­ных пластин, между которыми находятся мелкие пластинки Осетр, белуга, стерлядь
Двоякодышащие Имеют легкие и мо­гут дышать атмо­сферным воздухом; сохраняется хорда, нет тел позвонков Австралийский рогозуб, африкан­ский чешуйчатник
Кистеперые Скелет в основном состоит из хряща, есть хорда; плохо развит плавательный пузырь, плавники в виде мясистых вы­ростов тела Латимерия (един­ственный предста­витель)
Карпообразные В основном пресно­водные рыбы, на че­люстях зубов нет, но есть глоточные зубы для измельчения пищи Сазан, карась, плотва, лещ
Сельдеобразные Большинство — стай­ные морские рыбы Сельдь, сардина, шпрот
Тресковые Отличительный при­знак — наличие усика на подбородке; большинство — хо-лодноводные мор­ские рыбы Пикша, салака, на­вага, налим, трес­ка

Экологические группы рыб

В зависимости от мест обитания выделяют экологические группы рыб: пресноводные, проходные, солоноватые и морские.

Экологические группы рыб Основные признаки
Пресноводные рыбы Эти рыбы постоянно обитают в пресной воде. Некоторые, например караси и лини, предпочитают стоячие водоёмы. Другие, такие как пескарь обыкновенный, хариус, голавль, приспособились к жизни в текущих водах рек.
Проходные рыбы Сюда относят рыб, которые для размножения переходят из морской воды в пресную (например, лосось и осетровые) или из пресной воды идут размножаться в солёную (некоторые виды угрей)
Солоноватые рыбы Населяют опреснённые участки морей, устья крупных рек: таковы многие сиги, вобла, бычок, речная камбала.
Морские рыбы Живут в солёной воде морей и океанов. Толщу воды населяют такие рыбы, как анчоус, скумбрия, тунец. У дна живут скат, камбала.

_______________

Источник: https://infotables.ru/biologiya/37-biologiya-zhivotnykh/416-klass-ryby

Рыбы

строение рыбы внешнее

Рыбы — лат. Pisces, самые низкоорганизованные позвоночные животные. Надкласс рыбы появился ещё 400-450 млн. лет тому назад и в процессе эволюции хорошо приспособился к жизни в воде, отличаясь друг от друга разнообразностью видов.

Также с течением времени у рыб хорошо развилась мускулатура, необходимая для активного движения в воде, головной мозг, внутренний скелет, начали появляться парные плавники, органы чувств и т.п.

В результате древние рыбы стали основоположниками появления новой группы, под названием – древние земноводные животные.

Рыбы – обитающие только в воде, позвоночные животные, имеющие широкое распространение по всему земному шару. Сейчас насчитывается более 22 тысяч видов рыб, обладающих разнообразными формами, цветами и строением. Все рыбы подразделяются на 4 класса:

Класс Круглоротые – очень древняя группа рыбообразных животных, обитающих в пресных и морских водах. Насчитывается около 100 представителей этой группы.

Класс Хрящевые рыбы – к этому классу относятся рыбы, имеющие внутри тела только хрящевой скелет. Костная ткань полностью или частично отсутствует. Насчитывается около 800 видов этих животных.

Класс Костные рыбы – самая многочисленная группа, основой тела которых является костный скелет. К этой группе относится более 20 тысяч видов рыб.

Класс Колючкозубые рыбы или Акантоды — группа вымерших животных, существовавших более 400 млн. лет тому назад.

Внешнее строение рыб

Тело большинства рыб можно разделить на три части: голова, туловище и хвост. На нижней стороне туловища расположены парные и непарные плавники, при помощи которых рыбы перемещается в воде. К непарным плавникам относятся подхвоствой, хвостовой и спинной плавники. Рулевые функции у рыб выполняет хвостовой плавник, который, как и все плавники, с помощью мышц может менять своё положение.

Также с помощью непарных плавников рыба передвигается в воде, как по прямой линии. Грудные и брюшные плавники предназначены для удержания равновесия тела и также выполняют рулевые функции. По боком головы расположены глаза и носовые отверстия.

Дышат рыбы при помощи жабр, состоящие из жаберных крышек, расположенные на границе туловища и головы, под которыми находятся костные жаберные дуги, защищающие рыбу от проникновения вовнутрь морских мелких животных.

Кожа рыбы. Практически все покрыты специальной чешуёй, которая имеет черепицеобразную форму. Форма чешуек у всех рыб разная, но расположение и прилегание друг к другу свободными концами практически одинаковое. Такое расположение чешуек не мешает рыбам при движении. Каждая чешуйка состоит из так называемых колец, представленных в виде тёмных и светлых полосок.

По количеству этих колец можно определить возраст рыбы. Начиная от головы и заканчивая хвостом, с обеих сторон и посредине тела, проходит боковая линия, которая также состоит из чешуек, но с небольшими отверстиями. Эта боковая линия – специальный орган чувств, который заполнен слизью и необходим для определения твёрдых предметов при движении и направления течения.

Внутренние органы рыбы

Практически у всех рыб, ведущие хищный образ жизни, во рту имеются зубы, они могут быть расположены где угодно (на челюстях, на языке, на нёбных костях, на костях жаберного аппарата или глоточные зубы). Также есть рыбы, у которых зубов нет вообще, такие рыбы не представляют опасности и ведут прожорливый образ жизни, питаясь морскими мелкими беспозвоночными животными. Независимо от этого пища у всех рыб попадает в пищевод.

Органы пищеварения рыбы. Пища, попадая в ротовую полость, непосредственно проходит через глоточную полость, откуда попадает в пищевод. Из короткого пищевода пища попадает в желудок, где под действием желудочного сока она переваривается. У многих рыб от желудка отходит тонкая кишка, которая имеет петлеобразную форму. От тонкой кишки отходят протоки желёз печени и поджелудочной железы. После, остатки не переваренной пищи, проходя через заднюю кишку, выходят наружу через анальное отверстие.

Источник: http://cytoplazma.ru/ryby.html

§ 31. Рыбы: общая характеристика и внешнее строение

строение рыбы внешнее

Рыбы — самая многочисленная группа позвоночных животных. Она включает около 30 тыс. современных видов. Рыб подразделяют на два класса — Хрящевые рыбы (акулы, скаты) и Костные рыбы (осетры, лососи, сельди, караси, окуни, щуки и др.). Основным критерием такого разделения служит вещество, из которого состоит внутренний скелет рыб — хрящ или кость.

Рыбы населяют различные водоемы нашей планеты: океаны, моря, реки, озера, пруды. Водная среда очень обширна: площадь, занятая океанами, превышает 70% поверхности Земли, а наиболее глубокие впадины уходят в глубь океанов на 11 тыс. м.

Многообразие условий жизни в воде повлияло на облик рыб и привело к возникновению большого разнообразия форм: появлению множества приспособлений к конкретным условиям обитания (рис. 115).

Рис. 115. Рыбы различных экологических групп: 1,2 — обитающие в толще воды (пелагические) тунец и треска: 3 — поверхностная летучая рыбка; 4 — донная камбала

У рыб сжатое с боков тело имеет обтекаемую форму. В нем можно различить голову, туловище и хвост.

Снаружи тело рыб покрыто кожей, в которой находятся мелкие (как у окуня) или крупные (как у карпа) костные чешуи. Они черепицеобразно налегают друг на друга и плотно прикрывают туловище и хвост. Чешуя постоянно растет, и на ней образуются годовые кольца, по ним можно определить возраст рыбы (рис.

116, Б, В). Есть рыбы и голокожие, без чешуи (например, сом). Тело рыб скользкое, так как покрыто выделениями слизистых желез, расположенных в коже. Чешуя бывает окрашена в серебристо-серые, черные тона. Для многих рыб характерна яркая окраска, особенно для тех, которые обитают среди коралловых рифов.

Рис. 116. Внешнее строение рыбы: А — общий план строения: 1 — ноздря; 2 — глаз; 3 — рот; 4 — жаберная крышка; 5 — грудной плавник; 6 — брюшные плавники; 7 — спинной плавник; 8 — анальное отверстие; 9 — анальный плавник; 10 — боковая линия; 11 — хвостовой плавник; Б — чешуя с годовыми кольцами; В — определение возраста рыбы

Рыбы имеют конечности — непарные и парные плавники. Непарные — это спинные, хвостовой и анальный, или подхвостовой. Важнейшим из них является хвостовой. Он служит главным моторным органом — с его помощью рыбы двигаются вперед. Снизу по бокам расположены парные плавники: передние — грудные, задние — брюшные.

Грудные более подвижны, они участвуют в поворотах тела в воде, движении вверх, вниз и в стороны. Брюшные и не парные плавники удерживают тело рыбы в нормальном, вертикальном положении. Позади брюшных плавников видны три отверстия: анальное, половое и мочевое.

Через анальное выбрасываются непереваренные остатки пищи, через мочевое — вредные продукты жизнедеятельности, через половое выделяются продукты размножения: икра у самок и семенная жидкость у самцов.

По бокам тела рыбы находятся органы боковой линии — каналы, лежащие в коже под чешуей, на дне которых расположены чувствительные клетки, воспринимающие колебания воды. Эти органы позволяют рыбе воспринимать потоки воды, обтекающей тело, различать предметы благодаря волнам, которые отходят от этих предметов.

Другие органы чувств расположены на голове. Границей между головой и туловищем считают задний край жаберных крышек (см. рис. 116, А). Они прикрывают жабры и постоянно двигаются, обеспечивая приток к жабрам свежей воды, богатой кислородом. Границу между туловищем и хвостом условно проводят на уровне анального отверстия.

На голове спереди виден рот. Ртом рыба захватывает пищу и втягивает воду, необходимую для дыхания. Выше рта расположены ноздри, открывающиеся в органы обоняния, с помощью которых рыба воспринимает запахи веществ, растворенных в воде.

Глаза рыб довольно большие. Передняя сторона наружной оболочки (роговица) плоская. Под ней находится выпуклая линза (хрусталик), дающая уменьшенное изображение предметов на сетчатке, клетках, воспринимающих световые раздражения.

Рыбы видят на близком расстоянии и различают цвета.

Органов слуха на поверхности головы не видно: они расположены по бокам головы внутри черепа. Звуковые волны в воде рыба воспринимает всей поверхностью тела. Эти колебания вызывают раздражение нервных окончаний внутреннего уха, а возникшие возбуждения передаются по слуховым нервам к головному мозгу. Рядом с внутренним ухом находится орган равновесия, благодаря которому рыба ощущает положение своего тела, перемещения вверх и вниз.

Лабораторная работа № 6

Тема. Внешнее строение и особенности передвижения рыбы.

Цель. Изучить внешнее строение и способы передвижения рыбы.

Оборудование: банка с рыбой в воде, лупа, предметное стекло, чешуя рыбы.

Ход работы

  1. Рассмотрите рыбу в банке с водой. Объясните, какое значение имеет форма ее тела.
  2. Рассмотрите окраску тела рыбы на брюшной и спинной сторонах. Если она различна, то укажите причины этих различий.
  3. Как расположена чешуя на теле рыбы? Какое значение это имеет для жизни рыбы в воде? С помощью лупы рассмотрите строение отдельной чешуйки.
  4. Найдите отделы тела рыбы: голову, туловище, хвост. Установите их границы. Объясните, какое значение имеют плавные переходы отделов тела для жизни рыбы в воде.
  5. Найдите у рыбы ноздри, глаза, боковую линию. Какое значение имеют эти органы в жизни рыбы? Выясните, в чем особенность строения глаз.
  6. Рассмотрите плавники рыбы. Какие из них парные, какие — непарные.

    Понаблюдайте за работой плавников при движении рыбы в воде.

  7. Зарисуйте рассматриваемую рыбу. Обозначьте на рисунке части тела. Сделайте вывод о приспособленности рыбы к жизни в воде. Сделайте рисунок чешуйки рыбы, отметив светлые и темные полосы. Каков возраст рыбы, у которой взята эта чешуйка?

Рыбы хорошо приспособлены к жизни в водной среде.

Они имеют обтекаемую форму тела, плавники, обеспечивающие движение в воде, органы чувств, позволяющие ориентироваться в воде.

Упражнения по пройденному материалу

  1. По внешнему виду определите места обитания рыб, изображенных на рисунке 115 (с. 10).
  2. Какое строение имеют покровы тела рыб и каково значение их в жизни рыб?
  3. С помощью каких органов чувств рыба ориентируется в воде?
  4. Назовите плавники рыбы и охарактеризуйте их функции.

Источник: https://as6400825.ru/biologia/40.html

Конспект урока для 7 класса на тему «Внешнее строение рыбы»

Наша кнопка

Скачать материал

Задачи урока:

Учебная: Раскрыть особенности внешнего строения представителей надкласса Рыбы в связи обитанием в водной среде. Показать единство приспособительной организации рыб и условиями жизни в воде. Отметить относительность этих приспособлений.

Развивающая: Продолжить формирование понятий об эволюции, взаимосвязи организма и среды. Расширить представления учащихся об окружающей природе.

Воспитывающая: Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

Коррекционная: Развитие умения общаться друг с другом, слушать мнение товарищей. Активизация мыслительной деятельности учащихся на основе работы с моделями, опорными конспектами, игровой формы урока.

Методы:

Словесный: беседа, рассказ учителя, сообщения учащихся, чтение текстов учебника.

Наглядный: работа с таблицами, открытками, опорным конспектом, моделями из пластилина, просмотр фрагмента видеофильма.

Практический и частично-поисковый: лабораторная работа, оформление результатов работы в рабочей тетради.

Форма организации учебной деятельности учащихся: игровая, коллективная, групповая, индивидуальная.

-2-Средства обучения:

Изобразительные: таблицы: «Общее строение типа хордовых животных», «Ланцетник». Плакат «Разнообразие рыб», опорный плакат, последовательные рисунки на доске, открытки с изображением разных видов рыб, рисунки «Ошибки художника», видеокассета «Голубой мир».

Натуральные объекты: свежая рыба в ванночках, чешуя рыбы между предметными стеклами, кусочки кожи рыб, чучело акулы, камбала.

Вспомогательное оборудование: ручные лупы, иголки, магнитофон, диск «Звуки природы».

Ход урока.

Звучит музыка.

Учитель: Сегодня на уроке вы продолжите изучение хордовых животных. Тема нашего урока «Внешнее строение рыбы». Задача урока: раскрыть особенности внешнего строения рыбы в связи с ее обитанием в водной среде, понять, как она приспособлена к обитанию в воде, почему существует такое многообразие рыб.

Урок мы с вами проведем, разделившись на два экипажа: «Батискаф» и «Батисфера». (Плакаты с изображением этих аппаратов вывешиваются на доске, кратко поясняется их назначение).

За каждый правильный и полный ответ экипажи будут награждаться рыбкой. Задача экипажей набрать как можно больше рыбок.

Прежде, чем отправиться в плавание, проверим, как экипажи готовы к плаванию.

Проверка домашнего задания.

Экипаж «Батискафа»: Рассказ учащегося об общих признаках хордовых животных.

-3-

Экипаж «Батисферы»: Рассказ учащегося о приспособлении ланцетника к водной среде обитания.

Индивидуальная работа с моделями из пластилина (тихий опрос): каждый учащийся показывает основные системы органов у себя на модели, шепотом их называет.

Учитель: Экипажи к плаванию готовы. Но прежде, чем спуститься под воду, необходимо определить объект исследования.

Используя таблицу «Тип Хордовые» учащиеся определяют место рыб в классификации хордовых: тип Хордовые, подтип Черепные, надкласс Рыбы (класс Хрящевые, класс Костные).

Учитель: Рыбы имеют хорду в зародышевом состоянии, затем она преобразуется в скелет, образуется позвоночник и череп, жабры у рыбы сохраняются всю жизнь, подробно об этом поговорим на следующем уроке.

Вопрос экипажам: В какой воде обитают рыбы? (Учащиеся отвечают, что в пресной воде рек, озер, прудов и в соленой воде океанов и морей).

Шум моря, крики чаек.

Учитель: Мы с вами на берегу океана, нам предстоит спуститься в подводный мир.

Вопросы экипажам: Как по-вашему, чем отличается водная среда от наземно-воздушной?

Ответы экипажей. 1.Вода более плотная, в ней передвигаться тяжелее. 2. Вода менее прозрачна, чем воздух. 3.В воде мало кислорода. 4. Вода хорошо передает звуковые колебания. 5. В воде нет резких перепадов температуры.

Учитель: Именно к такой среде и должны быть приспособлены рыбы.

(Рассказ учителя по плакату «Многообразие форм рыб»). Не всякий ясно представляет ехидну или, скажем, ленивца, но трудно найти человека, который не видел бы рыбу. Ведь увидеть ее довольно просто. Достаточно купить в магазине. Рыбы – наши кормильцы. Какое

-4-

разнообразие форм! Прообразы торпед, стрел, ядер и метательных дисков с завидной легкостью пронизывают толщу вод. А вот вроде бы не рыба – змея. Да это угорь! А это блаженствует в мягком иле чудовище. Оно долежалось до того, что стало плоским, даже глаза у него переместились на один бок. (Демонстрация камбалы).

Ожившие фигурки коней с шахматной доски самого Нептуна. Рыбы, вооруженные мечами, пилами, рыбы почти крылатые. В общем, кого только нет! Большие и малые, огромная китовая акула ,длинной 20 метров и самая маленькая на свете рыбка – филиппинский бычок длинной всего 7 мм.

Этих рыбок одно время модницы носили в ушах в хрустальных серьгах-аквариумах.

Вопрос экипажам: Чем обусловлено такое разнообразие форм тел рыб?

( Учащиеся отвечают, что рыбы обитают в разных условиях водной среды).

Учитель: Мы пришли к выводу, что многообразие условий жизни в воде повлияло на облик рыб и способствовало большому разнообразию форм их тела, множеству приспособлений к условиям обитания. Но есть общие признаки во внешнем строении рыб, которые позволяют им жить в водной среде. Начинаем исследовательскую работу.

Лабораторная работа. Учащиеся выполняют лабораторную работу №6. Инструкция по выполнению лабораторной работы на стр.156- 157. Учащиеся получают картонные фигурки рыбы, которые они обводят карандашом в тетради, а затем подписывают части рыбы. (Консультация учителя, работа со слабыми учащимися).

Обсуждение итогов лабораторной работы .(По каждому пункту). Выполнение опорного плаката на доске в процессе беседы с учащимися.

Просмотр видеофильма. Обсуждение увиденного: форма тела рыб, передвижение рыб, движение жаберных крышек, особенностей глаз, цвета тела, боковая линия.

Закрепление материала. (Вывешивается опорный плакат).

Вопросы экипажам:

1.На какие отделы делится тело рыбы? Какое значение имеет плавный переход от одного отдела к другому?

-5-

2.Какие органы находятся на голове рыбы, каково их значение?

3.Чем покрыто тело рыбы, какое значение имеет слизь?

4.Назовите непарные плавники и их функции.

5.Назовите парные плавники и их функции, смогут ли служить плавники органами передвижения на суше?

6.Художник совершил ошибки при изображении рыбы. Найдите эти ошибки. (Экипажам раздаются листы с изображением рыб, на которых у рыбы нарисованы глаза с ресницами, нет спинного плавника, или брюшного, чешуя только внизу и т. д.).

7. Среди выданных вам открыток найдите рыб. По каким признакам вы их определили? ( Раздаются открытки с изображением разных животных, в том числе и рыб).

Подведение итогов урока.

Учащиеся делают вывод: Рыбы хорошо приспособлены к водной среде, Они имеют обтекаемую форму тела, плавники, обеспечивающие им передвижение в воде, органы чувств, которые позволяют им ориентироваться в водной среде.

Определение экипажа – победителя, выставление отметок.

Домашнее задание. Учить параграф 31, ответить на вопросы параграфа. Уметь рассказать о внешнем строении рыбы, используя опорный плакат.

ТИП ХОРДОВЫЕ.

Подтип Бесчерепные. Подтип Черепные (Позвоночные)

Класс Ланцетники Надкласс Рыбы

Класс Хрящевые Класс Костные

рыбы рыбы

Класс Земноводные или Амфибии

Класс Пресмыкающиеся

или Рептилии

Класс Птицы

Класс Млекопитающие

Используемая литература:

1.Учебник Биология 7 класс «Животные». Автор В.Константинов.

Москва, Вентана- Граф, 2006.

2.Опорные конспекты : учителя Тишкиной Н.П.

Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.

Ещё документы из категории биология:

Источник: https://doc4web.ru/biologiya/konspekt-uroka-dlya-klassa-na-temu-vneshnee-stroenie-ribi.html

Характеристика рыб

         Тело рыбы состоит из головы, туловища и хвоста. На голове расположены глаза, носовые капсулы, рот. На спине плавник непарный, грудных плавников 2, брюшных плавников 2. На хвосте непарный хвостовой плавник. Тело покрыто чешуёй, которая располагается рядами. Слизь выделяется из желез и защищает чешую от болезнетворных микроорганизмов.

Дыхательная система

         Это жабры, которые состоят из дуг с лепестками. Вода заглатывается рыбой ртом, проходит через жабры. Именно в жабрах происходит поглощение кислорода и выделение углерода.

Кровеносная система

         Сердце двухкамерное, состоит из желудочка и предсердия. Камеры сердца разделены клапанами, благодаря чему, кровь движется в одном направлении. Круг кровообращения один.

Через предсердие проходит венозная кровь, потом желудочек и попадает в аорту. Из неё по многочисленным капиллярам в жабры, где происходит газообмен и кровь насыщается кислородом.

По жаберным капиллярам кровь попадает в артерии и течет к клеткам организма, в которых происходит газообмен. По вене в предсердие притекает венозная кровь.

Пищеварительная система

         Рот – зубы – глотка – пищевод – желудок – тонкий кишечник (в него впадают протоки поджелудочной железы и печени) – задний отдел кишечника – анальное отверстие. Плавательный пузырь ответвляется от переднего отдела кишечника и обеспечивает рыбе вертикальное плавание в воде. Пузырь наполнен газами.

Выделительная система

        Это туловищные почки, от которых отходят мочеточники. Находятся почки вдоль позвоночника. Мочевой пузырь.

Нервная система

        Центральная нервная система состоит из спинного мозга – он находится в спинномозговом канале позвоночника и головного мозга. Головной мозг прочно защищен костями черепной коробки и состоит из: переднего отдела, среднего отдела, промежуточного, продолговатого отдела и мозжечка. Также в нервную систему входят спинномозговые нервы.

Органы чувств

        Глаза – орган зрения, внутренне ухо – орган слуха, в носовой области – органы обоняния, в ротовой полости – органы вкуса. Хорошо развита боковая линия – орган улавливающий силу и движение воды.

Размножение

         У самок внутри тела имеются яичники с икринками, у самцов парные семенники где развиваются сперматозоиды. Оплодотворение может быть либо внутренним, либо наружным. Наружное — самки мечут икру, самцы покрывают её семенной жидкостью. Внутреннее — в организме самки оплодотворяются икринки и там же развиваются.

Развитие

Икринка — личинка (малек) — рыба.

скачать dle 10.6фильмы бесплатно

Источник: https://animals-wild.ru/ryby/884-xarakteristika-ryb.html

Доклад по биологии про рыб

Происхождение и периоды развития жизни. Медицинская генетика. Общие темы. На этой странице материал по темам: Сельдеобразные доклад Представители отряда сельдеобразных Экология среды отряда осетрообразные Доклад о рыбе форель Форма тела рыб в толще воды. Экономическая география.

Отправить отзыв. Сжатое с боков тело рыб имеет обтекаемую форму, что уменьшает сопротивление воды при их передвижении. В нём можно различить голову, туловище и хвост. Непарные — это спинные, хвостовой и анальный подхвостовой. Снизу по бокам расположены парные плавники конечности : передние — грудные и задние — брюшные.

Выберите раздел: Генетика человека. Медицинская генетика. Популяционная генетика.

Рыбы. Общая характеристика. Урок биологии №78.

Выберите раздел: Клетки тела человека. Ткани организма.

Выберите раздел: Класс Земноводные Амфибии. Класс Млекопитающие. Класс Пресмыкающиеся Рептилии. Класс Птицы. Подтип Бесчерепные.

Строение и жизнедеятельность животных. Тип Моллюски. Тип Хордовые. Тип Членистоногие. Типы Губки и Кишечнополостные. Черви Плоские, Круглые, Кольчатые. Выберите раздел: Грибы. Морфология грибов. Физиология грибов. Медицинская микробиология. Выберите раздел: Адаптация организма. Биологические жидкости. Биологические циклы и ритмы. Патологические процессы. Поведение человека. Физиологические процессы.

Физиология нервной системы. Физиология репродуктивной системы. Выберите раздел: Белки. Клеточные процессы. Межклеточные контакты. Структуры прокариотической клетки. Структуры эукариотической клетки.

  • Медицинская генетика.
  • Класс Колючкозубые рыбы или Акантоды — группа вымерших животных, существовавших более млн.
  • Также с течением времени у рыб хорошо развилась мускулатура, необходимая для активного движения в воде, головной мозг, внутренний скелет, начали появляться парные плавники, органы чувств и т.
  • Чувства и эмоции.

Выберите раздел: Антропогенез [эволюция человека]. Доказательства эволюции. История эволюционного учения. Микроэволюция и макроэволюция.

Происхождение и периоды развития жизни. Эволюционные теории и концепции. Выберите раздел: Задачи по термодинамике. Тепловая машина.

Термодинамические системы. Выберите раздел: Физика поверхности. Физика твёрдого тела.

Выберите раздел: Плазма. Элементарные процессы в плазме.

Выберите раздел: Законы классической механики. Законы сохранения. Законы термодинамики. Законы электродинамики. Физические теоремы. Физические уравнения. Выберите раздел: Теории гравитации. Теория относительности. Выберите раздел: Вакуум. Фундаментальные взаимодействия. Выберите раздел: Задачи по электродинамике. Электродинамические величины. Электромагнитные явления.

Ядерные реакции. Выберите раздел: Атом и элементарные частицы. Опыты лабораторные работы. Химические вещества и элементы. Химические законы и уравнения. Химические процессы и реакции. Химические системы [смеси и растворы]. Тела и вещества. Физические величины и механизмы. Выберите раздел: Антропогеография.

Государства [страны].

Классы рыб. урок по биологии 7 класс

История географии. Материки [континенты]. Политическая география. Природные комплексы и зоны. Физическая география. Экономическая география. Выберите предмет: Микроэкономика Выберите раздел: Теория производства.

Внутреннее строение рыб (скелет и мускулатура)

Периоды первобытной истории. Выберите предмет: Атомная физика Выберите раздел: Атомы. Волновые явления. Теория волн.

Выберите раздел: Квантовая механика. Корпускулярно-волновой дуализм. Выберите раздел: Величины механики. Механика сплошных сред.

Прикладная механика. Величины молекулярной физики. Задачи по молекулярной физике. Молекулярно-кинетическая теория. Выберите раздел: Волновая оптика. Геометрическая оптика. Квантовая оптика. Оптические приборы. Оптические явления. Физическая оптика. Выберите раздел: Выдающиеся физики. Выберите раздел: Задачи по термодинамике. Тепловая машина. Термодинамические системы. Выберите раздел: Физика поверхности.

Физика твёрдого тела. Выберите раздел: Плазма. Элементарные процессы в плазме. Выберите раздел: Законы классической механики. Законы сохранения. Законы термодинамики. Законы электродинамики. Физические теоремы. Физические уравнения.

Реферат на тему основы системного анализа 82 %
Эссе размышления о любви 54 %
Казанский собор в москве доклад 42 %
Контрольные работы по французскому языку в школе 22 %
Реферат тему древние цивилизации 37 %

Выберите раздел: Теории гравитации. Теория относительности. Выберите раздел: Вакуум. Фундаментальные взаимодействия.

Животные с внутренним скелетом — позвоночные. Кровеносная и нервная системы рыб.

Выберите раздел: Задачи по электродинамике. Электродинамические величины. Электромагнитные явления. Ядерные реакции. Выберите раздел: Атом и элементарные частицы. Опыты лабораторные работы. Химические вещества и элементы.

Все рыбы подразделяются на 4 класса:. Класс Круглоротые — очень древняя группа рыбообразных животных, обитающих в пресных и морских водах. Насчитывается около представителей этой группы.

Класс Хрящевые рыбы — к этому классу относятся рыбы, имеющие внутри тела только хрящевой скелет.

Костная ткань полностью или частично отсутствует. Насчитывается около видов этих животных. Класс Костные рыбы — самая многочисленная группа, основой тела которых является костный скелет.

Рыбы (строение, питание, движение, органы чувств, дыхание)

К этой группе относится более 20 тысяч видов рыб. Класс Колючкозубые рыбы или Акантоды — группа вымерших животных, существовавших более млн.

Тело большинства рыб можно разделить на три части: голова, туловище и хвост. На нижней стороне туловища расположены парные и непарные плавники, при помощи которых рыбы перемещается в воде.

Также с течением времени у рыб хорошо развилась мускулатура, необходимая для активного движения в воде, головной мозг, внутренний скелет, начали появляться парные плавники, органы чувств и т. Класс Бесчелюстные.

К непарным плавникам относятся подхвоствой, хвостовой и спинной плавники.

Источник: http://proskurin-fund.ru/276.php

Строение и процессы жизнедеятельности хрящевых рыб

Покровы. Форма тела акул в виде торпеды, у скатов она несколько сплющенная в спинно-брюшном направлении. Имеются плавники: парные брюшные и грудные, непарные спинной и хвостовой. Для хрящевых рыб уместна шелуха. Шелуха представлена дентиновой пластинкой и покрыта тонкой эмалью зубца, пронизавши эпидерму. Кожа хрящевых рыб выделяют слизь. Благодаря слизи бактерии не проникают сквозь покровы. Слизь также, выполняет функцию трения при движении рыб.

Скелет образован хрящевой тканью. Ткань насыщена Кальцием для большей ее прочности. В скелете выделяют отделы: хребет, череп, скелет плавников и их поясов. Хребет состоит из позвонков. Выделяют два отдела позвоночника: туловище и хвост. Хорда сохраняется на протяжении всей жизни. Она имеет вид тонкого тяжа, в центре тел позвонков и заполняет между ними пространство.

Тела позвонков туловища образуют верхние дуги, через которые непосредственно проходит спинной мозг. В хвостовом отделе хребты имеют нижние дуги. Через них проходят хвостовая артерия и вена. Хвост у рыб самая подвижная часть тела.Череп состоит из мозгового и висцерального отдела. Мозговой отдел черепа полностью покрывает головной мозг.

Висцеральный череп, в свою очередь, служит опорой для дыхательного аппарата. Висцеральный череп представлен жаберными дугами и челюстями. Пояс передних конечностей, или плечевой пояс представлен хрящевою дугою. Пояс задних конечностей, или тазовый пояс представлен непарной хрящевой пластинкой. Свободные плавники формируются из ряда хрящей.

Мускулатура представлена поперечнополосатыми мышечными сегментами.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Внутреннее строение

Нервная система представлена головным мозгом. Головной мозг делится на пять отделов: передний, промежуточный, задний, продолговатый и мозжечок. Более развитыми отделами является мозжечок и передний мозг.

Органы чувств у представителей хрящевых рыб представлены органами нюха, слуха, зрения, равновесия и боковой линией. Глаза акулы развиты довольно хорошо, они способны различать конторы на расстоянии 10-15 м. Органы слуха представлены внутренним ухом. Орган равновесия характерен наличием улитки – три полукруглые каналы. Боковая линия состоит из совокупности чувствительных клеток на туловище и голове. На каждой клетки имеется вырост, воспринимающий движение воды.

Пищеварительная система. Большинство видов хрящевых рыб – хищники. Наличие челюстей в ротовой полости позволяет захватывать и удерживать добычу. Челюсти имеют несколько рядов острых зубов самой разнообразной формы.

Из ротовой полости пища попадает к глотки, а от туда движется через короткий пищевод и попадает в желудок. До 5 суток пища переваривается желудком. Затем передвигает к кишечнику, где и завершается переваривание пищи и процесс всасывания. Кишечник имеет разделение на отделы: тонкая, толстая и прямая кишка.

Не переваренные частички пищи, через прямую кишку попадая в клоаку, выводятся наружу.

Дыхательная система представлена жабрами. Глотка пронизана 5 парами жаберными щелями, каждая, из которых образована жаберной перегородкой, в свою очередь прикрепленной с соответствующей хрящевой жаберной дуги. Жаберные щели постоянно омываются водой.

Кровеносная система замкнутая. Большое сердце состоит из предсердия и желудочка с толстыми мышечными стенками.

Выделительная система имеет пару туловищных почек. Почки содержат большое количество нефронов, состоящих из капсул и канальцев. Нефроны выполняют функцию фильтрации и реабсорбции. Канальцы соединяются, образую мочевой пузырь, который открывается в клоаку.

Половая система. Половые железы парные. Самцы имеют семенники и семяпроводы, а самки яйцеклетки и яичники.

Развитие хрящевых рыб

Развитие прямое. Иногда наблюдается яйцеживорождение. При нем эмбрион развивается за счет запасов яичного желтка, но уже в яйцепроводах матери. Некоторые виды живородящие. У них образуется выросты яйцепровода, через которые зародыш рыбы получает питательные вещества из организма матери.

Источник: https://spravochnick.ru/biologiya/stroenie_i_processy_zhiznedeyatelnosti_hryaschevyh_ryb/

Анатомия рыб – внутреннее и внешнее строение хордовых

Рыбы относятся к многочисленному классу, который насчитывает больше 25 тыс. видов. Они обитают в водной среде, встречаются как в небольших водоемах, так и на просторах океана. Одни предпочитают пресную воду, другие, наоборот, соленую. Несмотря на визуальные и поведенческие отличия видов, строение рыбы внешне схоже и подразумевает наличие жабр и плавников. Ареал распространения широкий, встречаются практически во всех уголках планеты, где имеются условия для их проживания.

Рыбы имеют уникальное строение

Боковая линия – чешуя и нервные окончания

Боковая линия предназначена для определения направления потоков воды, силы течения. Является значимым органом чувств. Состоит из выходящих на поверхность каналов, на дне которых залегают нервные окончания. Позволяет рыбе ориентироваться в водной среде, ловить добычу, совершать плавательные маневры.

Боковая линия покрыта чешуей. Тип покрова зависит от места обитания и образа жизни рыбы.

Разновидности чешуи:

  1. Костная. Встречается у окуневых, сельдевых и карповых, состоит исключительно из костной ткани.

    Боковая линия помогает определить направление потоков воды

  2. Ганоидная. Ромбовидная, частички плотно прилегают друг к другу, образуя панцирь. Содержит ганоин в верхней части и костные структуры внизу. Покрывает тело кистеперых рыб и хвост осетровых.
  3. Плакоидная. Чешуйки в форме ромба, имеют выступ похожий на шип. В составе дентин и витродентин на выростах. Обладают полостью, которая заполняется соединительным веществом, сосудами или нервными волокнами. Характерна для скатов, акул и хрящевых представителей.

Внутреннее строение

Внутреннее строение рыбы включает скелет с мускулатурой, плавательный пузырь и системы внутренних органов.



Скелет рыб

Скелет – основа корпуса, так как удерживает всю мышечную массу. В зависимости от типа рыб бывает хордовый или костный. Последний сформировался в ходе эволюции и является более прочной структурой.

Строение скелета рыбы подразумевает деление на три отдела – осевой, головной и конечности.

Характеристика:

  1. Осевой. Представляет собой позвоночник, который в свою очередь состоит из туловищных и хвостовых позвонков. Туловищный сформирован из тела позвонка и пары дуг, верхней и нижней. Верхние срастаются между собой, образуя спинномозговой канал, а нижние, наоборот, расходятся по сторонам. Хвостовой подвижный, нижние дуги создают гемальный канал, оснащенный кровеносными сосудами.

    Скелет рыбы обязательно включает позвоночник

  2. Головной скелет или череп включает в себя черепную коробку, кости челюсти, а также жаберные крышки и дуги.
  3. Конечностями представлены плавники, в основе которых лежит хрящевая или костная ткань.

 Плавательный пузырь – регулятор глубины погружения

Представляет собой мешочек с плотными стенками. Сформировался из отростка кишечника. Заполнен кислородом, углекислым газом и азотом. Рыба способна корректировать объем пузыря, тем самым изменяя давление указанной смеси газов. Когда мешочек находится в одном положении, особь плавает на определенном уровне, при увеличении объема рыба маневрирует вверх, а при уменьшении опускается вниз.



Некоторые виды способны использовать плавательный пузырь, чтобы издавать звуковые колебания или в качестве вспомогательного для газообмена элемента.

Системы органов рыб

Внутренние органы рыб связаны между собой и образуют системы, каждая из которых выполняет конкретную функцию.

Пищеварительная система

Пищеварительная система несложная, начинается с ротового отверстия. Язык отсутствует, зато имеются челюсти. У некоторых видов могут быть развитые с большими зубами в несколько рядов, у других лишь небольшие зазубрины. Этот фактор напрямую зависит от рациона рыбы. Любителям крупной добычи понадобятся мощные челюсти, а небольшим и травоядным рыбешкам достаточно мелких острых зубов.

Пища проходит в пищевод необработанной

Представители класса не пережевывают еду, поэтому в глотку и пищевод она проходит целиком. Достигнув желудка, под действием кислой среды пища подвергается расщеплению. Остатки поступают в тонкую кишку, где окончательно перевариваются. Этому способствуют пищеварительный сок и желчь, выделяемая печенью. Все полезные компоненты всасываются в слизистую кишечника, а побочные продукты поступают в заднюю кишку и выводятся наружу.

Схема дыхания

Дышат рыбы через жабры, отфильтровывая частички растворенного кислорода. Его недостаток в водоемах негативно сказывается на обитателях.

Строение жабр следующее:

  • находятся на жаберных дугах, снаружи защищены крышками;
  • имеются лепестки, наполненные кровеносными капиллярами;
  • оснащены жаберными тычинками, которые отфильтровывают загрязнения и кусочки пищи;
  • из-за активного кровообращения принимают красный или розовый цвет.



Процесс дыхания проходит поэтапно:

  1. Вдыхая, рыба открывает рот, при этом жаберные дуги отодвигаются, а крышки плотно прикрывают жаберные щели.
  2. Под давлением заглатываемая вода проникает в жаберную полость, соприкасаясь с жаберными лепестками.
  3. Через капилляры на лепесточках в тело всасывается кислород, и выводятся продукты обмена.
  4. Выдох происходит с закрытым ртом, крышки начинают активно двигаться, щели приоткрываются, и переработанная вода удаляется.

Рыба дышит жабрами

Помимо основного органа дыхания, у разных видов рыб имеются вспомогательные приспособления. Восполнить запасы воздуха можно следующими путями:

  1. Через кожные покровы. Такой тип дыхания встречается у глубинных обитателей, где концентрация кислорода низкая. Иногда бывает главным.
  2. Использование плавательного пузыря. Если рыба оказалась вне водной среды, начинает расходовать содержимое данного органа.
  3. Лабиринт. Присутствует у лабиринтовых рыб, необходим для усваивания кислорода из атмосферы.



Кровеносная

У рыб замкнутая кровеносная система с одним кругом кровообращения. Сердечная мышца небольшая (составляет 1% веса тела) двухкамерная, наполнена венозной кровью. Она покидает желудочек, через аорту поступает в артерии, а оттуда в жабры. Здесь пропитывается кислородом и становится артериальной. Далее кровь проходит по жаберным артериям и проникает в спинную аорту, затем распространяется по телу.

функция кровеносной системы у рыб – насыщение мозга, внутренних органов и тканей кислородом, питательными компонентами, а также вывод продуктов метаболизма.

У рыб один круг кровообращения

Выделительная система

Органы выделения представлены двумя почками бордово-красного цвета овальной формы. Расположены вдоль нижней части тела, под позвоночником. Почки отфильтровывают токсические вещества, перерабатывая их в мочу, которая по мочеточным каналам попадает в мочевой пузырь. Оттуда продукты обмена выводятся наружу через заднее отверстие.

Еще одним выводящим органом являются жаберные лепестки. Они избавляют от значительной доли ядовитых веществ.

Нервная

Центральная нервная система представлена пустой трубкой, пролегающей вдоль корпуса. Включает головной и спинной мозг. Отходящие от них нервы относятся к вегетативной нервной системе.



Головной мозг подразделяется на пять отделов, каждый из которых выполняет определенную функцию и отвечает за работу конкретных органов чувств:

  1. Передний. Состоит из пары полушарий, влияющих на обоняние, способность рыб группироваться, сбиваться в косяки.
  2. Промежуточный. Принимает поступающие сигналы и распределяет по необходимым локациям головного мозга.
  3. Средний. Связан с глазными нервами, обеспечивает зрительную функцию.
  4. Мозжечок. Представлен бугорком, верхушка которого соприкасается с продолговатым мозгом. Обеспечивает правильную координацию движений.
  5. Продолговатый. Отвечает за слух и осязание.

У рыбы есть 5 отделов мозга

Благодаря такому устройству нервной системы рыбки легко вырабатывают рефлексы и даже поддаются дрессировке.

Основные органы чувств

Жизнедеятельность рыбы напрямую зависит от органов чувств, которые предназначены для связи с внешним миром. Позволяют ориентироваться в пространстве, охотиться, укрываться от хищников.

  1. Глаза. Парные, расположены семерично по бокам головы. Состоят из округлого хрусталика и плоской роговицы. Вследствие такого строения зрительного аппарата, рыба способна рассмотреть добычу и элементы окружающей среды только вблизи, не дальше десяти метров. У костных видов орган оснащен палочками и колбочками, что дает возможность ориентироваться в меняющихся условиях среды. Также эти представители обладают цветным зрением.
  2. Органы слуха. В большинстве случаев ограничиваются внутренним ухом. Состоит из мешочка и тройки полукружных каналов, отвечающих за равновесие. У некоторых видов встречается перепончатый лабиринт. Благодаря таким приспособлениям рыба улавливает звуковые колебания даже на большом расстоянии.
  3. Вкусовые рецепторы. Расположены не только на слизистых ротовой полости, но и покрывают другие части тела. Встречаются на голове, плавниках, усиках или даже на поверхности корпуса. Помогают отличать съедобное от несъедобного, чувствовать приближение добычи.

Органы для воспроизводства потомства

Рыбы относятся к разнополым, хотя встречаются гермафродиты. Самки имеют яичники, в которых образуется икра. Самцы обладают парными семенниками молочного оттенка, где хранятся сперматозоиды. У некоторых представителей хордовых развит половой орган гоноподий, сформированный из анальных плавников. У костных видов преобладает наружное оплодотворение, а у хрящевых внутреннее.

Самка рыбы с яичниками

Рыбы древнейшие существа, зародившиеся еще в палеозойскую эру. В процессе эволюции произошли изменения, как во внешнем, так и внутреннем строении, образе жизни и поведении. В современном мире осталось только два класса – хрящевые и костные рыбы.


Источник: https://rybki.guru/ryba/anatomija.html

Строение рыб: описание,внешний вид,нервная система,кровеносная система

Рыбы — типичные водные животные Они живут и размножаются в воде, весь организм их приспособлен к водному образу жизни. Это сказывается как на внутреннем строении, так и на внешнем облике рыб.

Внешний вид рыб

Наиболее распространенная форма тела рыб — обтекаемая, веретеновидная или сплющенная с боков, дающая возможность легко рассекать такую плотную среду, как вода.

Обтекаемости тела рыб способствует то, что голова их непосредственно примыкает к туловищу, а последнее без видимых границ переходит в хвостовой отдел. В результате приспособления к различным условиям жизни форма тела приобрела весьма большое многообразие. Так, у многих донных рыб тело уплощено с брюшной стороны; у некоторых рыб, ведущих придонный образ жизни, тело приобрело змеевидную форму. Быстрому движению толчками соответствует стреловидная форма тела.

Рис. 36. Схема строения рыбы

Органами движения рыб служат хвостовой стебель и плавники (рис. 36). Плавники разделяются на парные и непарные: парные — грудные и брюшные — выравнивают положение тела рыб в воде, принимают участие в поворотах; непарные — спинные и анальный — играют роль киля, а хвостовой вместе с хвостовым стеблем служит основным органом передвижения, толкая рыбу вперед, направляя ее вправо или влево. Присущие рыбам очень сложные движения — результат согласованной работы всех плавников и самого тела.

Рис. 37. Окраска трехполосого нанностомуса:
а — дневная, б — ночная

Тело большинства рыб покрыто чешуей, представляющей собой костные пластинки, налегающие друг на друга подобно черепице. Вдоль всего тела рыб многих видов проходит боковая линия.

Снаружи тело рыбы покрыто вырабатываемой кожными железами слизью, уменьшающей трение тела о воду. Кожа рыб содержит пигмент, придающий животному определенную окраску.

Окраска рыб носит приспособительный характер; она — результат естественного отбора и дает возможность животному быть незаметным, вовремя укрыться от врага, подстеречь добычу.

Часто у самцов окраска гораздо более яркая, чем у самок. Это — вторичнополовой признак, особенно хорошо выраженный в брачный период.

У стайных рыб особенности окраски дают возможность животным быстрее найти представителей своего вида. У рыб, живущих в толще воды (пелагических), как правило, окраска спины более интенсивна, брюшная сторона часто серебристо-белого цвета. Благодаря такому распределению окраски рыба в воде плохо заметна. У ряда видов рыб окраска изменяется в зависимости от их состояния; у нанностомусов и красных неонов есть дневная и ночная окраски (рис. 37).

Скелет.

Череп костистых рыб состоит из большого количества хрящей и костей различного происхождения. В черепе различают черепную коробку, заключающую в себе головной мозг, и расположенный под ней челюстно-жаберный скелет.

Позвоночник рыб состоит из различного числа двояковогнутых позвонков. Все позвонки имеют сверху пару отростков, образующих поверх всего позвоночного столба канал, в котором расположен спинной мозг. Различают туловищный и хвостовой отделы позвоночника; в туловищном отделе к парным поперечным отросткам позвонков прикрепляются саблевидно-изогнутые ребра, охватывающие брюшную полость.

Органы дыхания.

Рыбы дышат при помощи жабр кислородом, растворенным в воде. На жаберных дугах сидят рядами тонкие жаберные лепестки, слизистая оболочка которых пронизана сетью капилляров кровеносной системы.

Вода, омывающая жабры, отдает растворенный в ней кислород крови и уносит выделенный из крови углекислый газ.

Некоторые виды рыб, живущие постоянно или временно в воде, бедной кислородом, приспособились к дыханию кислородом воздуха за счет изменения строения различных органов (плавательный пузырь, задний отдел кишечника, жаберные дуги).

Кровеносная система.

Сразу же позади жабр, на брюшной стороне тела, у рыб расположено сердце, состоящее из одного предсердия и одного желудочка; впереди желудочка находится эластическое расширение (луковица аорты). Между предсердием и желудочком и между желудочком и луковицей аорты расположены клапаны.

Кровь из сердца поступает в брюшную аорту, расположенную под жабрами. От аорты отходят четыре пары жаберных артерий, которые поднимаются к жаберным лепесткам, где и разветвляются в капилляры. Здесь происходит обогащение крови кислородом и выделение углекислого газа.

Окисленная кровь собирается в два корня аорты, лежащие над жабрами справа и слева. Спереди от них отходят сонные артерии, сзади оба корня аорты сливаются в аорту; вся венозная кровь собирается в вены, а затем через кювьеровы протоки вливается в венозный синус, откуда попадает в сердце.

Часть венозной крови проходит через печень, часть — через почки.

Выделительная система рыб представлена двумя почками, расположенными по бокам позвоночника на спинной стороне полости тела. Вдоль почек тянутся мочеточники, которые на заднем конце сливаются в один проток, открывающийся в мочевое отверстие на мочеполовом сосочке.

Пищеварительная система.

На переднем конце головы расположен рот. Как правило, верхний рот бывает у рыб, держащихся у поверхности воды; нижний рот характерен для донных рыб; конечный рот — для рыб средних слоев воды.

У многих рыб в ротовой полости имеются зубы из дентина, покрытого эмалью. У некоторых видов рыб имеются глоточные зубы. Язык представляет собой мускулистый вырост дна ротовой полости.

Ротовая полость переходит в глотку, по бокам которой находятся жаберные щели, далее следует короткий и широкий пищевод, переходящий в желудок.

Объемистый, часто изогнутый в виде колена, желудок переходит в тонкую кишку (карповые рыбы желудка не имеют). У многих рыб на границе желудка и кишки расположены слепые пальцевидные (пилорические) отростки, служащие для увеличения пищеварительной поверхности. Кишка образует петли и открывается наружу анальным отверстием.

Из пищеварительных желез хорошо выражена объемистая печень. Вырабатываемая печенью желчь собирается в желчном пузыре, откуда она поступает в тонкую кишку.

В петле кишки расположена селезенка — кроветворный орган. У большинства рыб между кишкой и позвоночником (на спинной стороне полости тела) расположен плавательный пузырь, наполненный смесью газов и играющий роль гидростатического органа. При увеличении объема плавательного пузыря удельный вес тела рыбы уменьшается рыба поднимается к поверхности; при уменьшении объема — удельный вес увеличивается, рыба опускается.

Нервная система и органы чувств.

Центральная нервная система рыб состоит, как и у других позвоночных, из головного и спинного мозга. От головного мозга берут начало 10 пар нервов, составляющих в общей сложности периферическую нервную систему.

Роговица глаз рыб очень слабо выпукла, хрусталик шарообразной формы, век нет. Зрачок не может сужаться и расширяться. Благодаря сокращению мышц серповидного отростка хрусталик глаза может оттягиваться назад, чем достигается аккомодация зрения рыбы.

Все рыбы весьма близоруки, они хорошо видят на очень небольшом расстоянии (обычно до 1—3 м).

Рыбы различают яркость освещения, выбирая более подходящие для данного вида места. Большинство рыб различают я цвет предмета. Из наблюдений в аквариуме, а также из практики рыболовов можно предположить, что особенно хорошо рыбы отличают красный цвет.

При разведении рыб нетрудно заметить, что для нереста большую роль играет цвет субстрата. Так, при употреблении искусственных субстратов вместо водных растений предпочтение отдается окрашенным в зеленый цвет, иногда в коричневатый. Характер окраски играет определенную роль и у стайных рыб при их соединении в стаю.

В экспериментальных условиях рыбы собирались в желто-зеленой и зеленой частях спектра.

Зрение в поведении рыб играет весьма большую роль. Вопрос о видении рыбами предметов, находящихся вне воды, решается в положительном смысле. Легко заметить, что рука с поднесенным кормом привлекает внимание рыб, которые следуют за ее движениями.

Орган слуха рыб представлен только внутренним ухом и состоит из лабиринта, включающего преддверие и три полукружных канала, расположенных в трех перпендикулярных плоскостях. В жидкости, находящейся внутри перепончатого лабиринта, имеются слуховые камешки (отолиты), колебания которых воспринимаются слуховым нервом. Ни наружного уха, ни барабанной перепонки у рыб нет. Звуковые волны передаются непосредственно через ткани. Лабиринт рыб служит одновременно и органом равновесия.

Боковая линия дает возможность рыбе ориентироваться, чувствовать точение воды или приближение в темноте различных предметов Органы боковой линии расположёны в канале, погруженном в кожу, который сообщается с внешней средой при помощи отверстий в чешуе. В канале имеются нервные окончания.

Органы обоняния рыб расположены в ноздрях, представляющих собой простые ямки со слизистой оболочкой, пронизанной разветвлением нервов, идущих от обонятельной доли мозга. Обоняние у рыб развито очень хорошо, оно помогает им найти

Органы вкуса у рыб представлены вкусовыми сосочками, Интересно, что у многих видов рыб они располагаются не только в области рта, но и на усиках, голове и даже по бокам тела, вплоть до хвостового стебля.

В аквариуме можно видеть, как рыба, схватив пищу, выплевывает ее (испорченные мотыль или рачки).

Осязание хорошо развито у большинства рыб, особенно это касается многих донных рыб, а также обитателей мутной воды.

Помимо органов осязания, расположенных на конце рыла и на губах, у некоторых рыб на плавниковых лучах имеются специальные органы ощупывания в виде различных усиков и мясистых выростов.

У некоторых, например у гурами, одна пара плавников видоизменилась и превратилась в чрезвычайно подвижные щупальца, которыми рыба ощупывает различные предметы и животных, включая и себе подобных.

Половая система.

Рыбы, как правило, раздельнополы. Однако некоторые рыбы двуполы. Бывают случаи превращения одного пола в другой. Половые железы самца представлены парными семенниками (молоками), содержащими в период размножения огромное количество сперматозоидов. От семенников идут протоки, которые открываются в половое отверстие.

Половые железы самки состоят из парных (как исключение, из одного) яичников, переходящих в короткие выносящие протоки, открывающиеся в половое отверстие. В яичниках находятся икринки (яйца).

Количество икринок зависит как от возраста и размеров рыб (чем старше и крупнее рыба, тем больше икры), так и от их биологических особенностей (как правило, чем меньше данный вид рыбы проявляет заботы о потомстве, тем больше икры мечут самки).

Икринки в большинстве своем очень мелкие, круглые, богатые желтком. Строение икринки (яйцеклетки) костистых рыб довольно сложное.

Икринка покрыта двумя оболочками: внешняя часть бывает студенистой и липкой; внутренняя толстая оболочка иногда состоит из двух слоев — более плотного и менее плотного Оболочки имеют отверстие — микропиле, сквозь которое внутрь икринки проникают сперматозоиды.

Помимо двух оболочек имеется зародышевый диск, состоящий из протоплазмы с ядром. Запас белкового вещества сосредоточен в желтке, в определенном месте которого находится одна или много жировых капель. Оплодотворение у подавляющего большинства рыб происходит вне тела, в воде.

Источник: https://aquarium-fish-home.ru/akva-stati/stroenie-ryb-opisanievneshnij-vidnervnaya-sistemakrovenosnaya-sistema/.html

Общая характеристика

Обитают — пресноводные водоёмы; в морской воде.

Продолжительность жизни — от нескольких месяцев до 100 лет.

Размеры — от 10 мм до 9 метров. (Рыбы всю жизнь растут!).

Вес — от нескольких грамм до 2 тонн.

Рыбы — наиболее древние первичноводные позвоночные. Они способны жить только в воде, большинство видов — хорошие пловцы. Класс рыб в процессе эволюции сформировался в водной среде, с ней связаны характерные особенности строения этих животных. Основной тип поступательного движения — боковые волнообразные движения благодаря сокращениям мускулатуры хвостового отдела или всего тела.

Грудные и брюшные парные плавники выполняют функцию стабилизаторов, служат для подъёма и опускания тела, поворотов остановок, медленного плавного движения, сохранения равновесия. Непарные спинные и подхвостовой плавники действуют как киль, придавая телу рыбы устойчивость.

Слизистый слой, на поверхности кожи, уменьшает трение и способствует быстрому движению, а также защищает тело от возбудителей бактериальных и грибковых заболеваний.

Боковая линия

Хорошо развиты органы боковой линии. Боковая линия воспринимает направление и силу тока воды.

Благодаря этому даже ослеплённая она не натыкается на препятствия и способна ловить движущую добычу.

Скелет

Скелет является опорой для хорошо развитой поперечно-полосатой мускулатуры. Некоторые мышечные сегменты частично перестроились, образовав группы мышц в области головы, челюстей, жаберных крышек, грудных плавников и т.п. (глазные, наджаберные и поджаберные мышцы, мускулатура парных плавников).

Плавательный пузырь

Над кишечником находится тонкостенный мешок — плавательный пузырь, наполненный смесью кислорода, азота и углекислого газа. Пузырь образовался из выроста кишечника. Основная функция плавательного пузыря — гидростатическая. Изменяя давление газов в плавательном пузыре, рыба может изменять глубину погружения.

Если объём плавательного пузыря не изменяется, рыба находится на одной и той же глубине, как бы повисая в толще воды. Когда объём пузыря увеличивается, рыба поднимается вверх. При опускании происходит обратный процесс. Плавательный пузырь у части рыб может участвовать в газообмене (как добавочный орган дыхания), выполнять функции резонатора при воспроизводстве различных звуков и т.д.

Пищеварительная

Пищеварительная система начинается ротовым отверстием. У окуня и других хищных костных рыб на челюстях и многих костях ротовой полости находятся многочисленные мелкие острые зубы, которые помогают захватывать и удерживать добычу. Мускулистого языка нет.

Через глотку в пищевод пища попадает в большой желудок, где начинает перевариваться под действием соляной кислоты и пепсина. Частично переваренная пища попадает в тонкую кишку, куда впадают протоки поджелудочной железы и печени.

Последняя выделяет желчь, которая скопляется в желчном пузыре.

В начале тонкой кишки в неё впадают слепые отростки, благодаря которым увеличивается железистая и всасывающая поверхность кишечника. Непереваренные остатки выводятся в заднюю кишку и через заднепроходное отверстие удаляются наружу.

Дыхательная

Органы дыхания — жабры — расположены на четырёх жаберных дугах в виде ряда ярко-красных жаберных лепестков, покрытых снаружи многочисленными тончайшими складочками, увеличивающими относительную поверхность жабр.

Вода попадает в рот рыбы, процеживается через жаберные щели, омывает жабры, и выбрасывается наружу из-под жаберной крышки. Газообмен происходит в многочисленных жаберных капиллярах, кровь в которых течёт навстречу омывающей жабры воде. Рыбы способны усваивать 46-82% растворённого в воде кислорода.

Напротив каждого ряда жаберных лепестков находятся беловатые жаберные тычинки, имеющие большое значение для питания рыб: у некоторых они образуют цедильный аппарат с соответствующим строением, у других способствуют удерживанию добычи в ротовой полости.

Выделительная

Выделительная система представлена двумя тёмно-красными лентовидными почками, лежащими ниже позвоночного столба почти вдоль всей полости тела.

Почки отфильтровывает из крови продукты распада веществ в виде мочи, которая по двум мочеточникам поступает в мочевой пузырь, открывающийся наружу позади заднепроходного отверстия. Значительная часть ядовитых продуктов распада (аммиак, мочевина и др.) выводятся из организма через жаберные лепестки рыб.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько растет карась
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сайт о рыбалке
Как ловить рыбу на балансир зимой

Закрыть