Что такое фрикцион на катушке

Как разобрать катушку с задним фрикционом? — Рыболовные подборки

что такое фрикцион на катушке

Разборка безынерционной катушки может происходить чаще, чем этого желает рыболов. В процессе лова она часто контактирует с водой, грязью и песком, что ведет к нежелательным последствиям. Даже элементарное падение в воду требует в дальнейшем смазки всего устройства.

Помимо этого, в безынерционке иногда возникают различные дефекты, приводящие к ухудшению ее рабочих характеристик. Услышав малейший посторонний шум, до выявления причин его возникновения катушкой не стоит пользоваться, чтобы не усугубить ситуацию.

Разбираем безынерционную катушку

Причин, из-за которых происходит разбор безынерционной катушки, может быть множество. Самая распространенная – неопытность самого рыболова, который тянет рыбу не удилищем, а с помощью подмотки. Такие нагрузки быстро изнашивают механизмы, а недостаточно крепкие детали ломаются. 

Четверть все дефектов приносит песок, проникающий внутрь корпуса. Наиболее от него страдают подшипники, которые в этой ситуации идут только под замену. Не рекомендуется хранить безынерционки в помещениях с повышенной влажностью, которая способна привести к коррозии.

Подготовительный этап перед разборкой

Если рыболову никогда не доводилось заниматься разборкой, свой первый самостоятельный демонтаж лучше производить неторопливо, тщательно запоминая последовательность и располагая извлеченные элементы на столе. В дальнейшем это облегчит процесс сборки, о котором мы писали в статье «Сборка безынерционной катушки в правильной последовательности».

Прежде чем приступить к извлечению элементов катушки, необходимо удалить с корпуса пыль и грязь. Не стоит пользоваться чистящими веществами, достаточно теплой воды с мылом. Различную химию не нужно применять даже в том случае, если имеются достаточно сильные загрязнения. Если агрессивные вещества попадут внутрь, это приведет к нежелательным последствиям.

Изгибы и труднодоступные места чистятся с помощью пинцета либо другим приспособлением. Сильно въевшуюся грязь можно попробовать удалить спиртом. Все изложенные выше рекомендации упростят разборку и не позволят проникнуть внутрь абразивным и агрессивным веществам.

Бюджетная безынерционная катушка дайва разборка и сборка

Перед разборкой желательно иметь под рукой схему, которая нередко идет в комплекте, а в случае отсутствия найти ее в интернете. Еще один вариант – снимать процесс демонтажа фотоаппаратом либо мобильником, это значительно упростит сборку механизмов. Рассмотрим все действия на примере: разборка и сборка безынерционная катушка дайва либерти.

  • Сначала демонтируются пластиковые элементы, после отвинчивается гайка фрикциона, шпуля стаскивается.
  • Теперь взору предстают различные небольшие шайбочки и шестерни, составляющие крутящую конструкцию. Их необходимо извлечь и разложить на столе так, как они находились в катушке.
  • Далее можно снять рукоятку. Здесь два варианта в зависимости от модели: открутить рукой либо отверткой.
  • Чтобы не создавала помех зажимная пружина, ее загибают пассатижами, другой рукой извлекая катушечную конструкцию.
  • Завершив его извлечение, демонтируют ротор.
  • Под ним расположен ролик накрутки лесы. С него снимается скоба.
  • Теперь можно демонтировать корпус. Как разобрать безынерционную катушку с передним фрикционом: отверткой отвинчивается небольшой болт и снимается переключатель.
  • Вывинчивается второй болтик и вытягивается заглушка.
  • Демонтируется стенка безынерционки, которая удерживается с помощью фиксаторов.

Далее идет центральный механизм, выполненный из бегунка и пары шестерен. Желательно чистить его всегда, несмотря на корректную работу. Для удаления смазки можно воспользоваться ватной палочкой. После этого осматриваются все извлеченные элементы и тщательно очищаются.

Не стоит ломать голову, как разобрать безынерционную катушку с задним фрикционом, поскольку это не намного сложнее. Рассмотрим демонтаж самого тормоза. Сначала отвинчивают на торце небольшой винтик, затем выкручивается ручка регулировки. Поддев пружинку, фиксирующую шестеренку, извлекаем ее вместе с прижимной пружиной.

Далее разборка безынерционной катушки с задним фрикционом заключается в извлечении тормозного диска, который выходит достаточно туго, поэтому необходимо постучать торцевой частью, чтобы он выпал. После очистки сборка ведется в обратном порядке.

Разборка безынерционной катушки с бесконечным винтом ведется по тем же технологическим операциям, применимым ко всем разновидностям моделей. Единственное, что может затруднить разбор, — например, на Super X 3000 стоит декоративная панель, которая мешает отвинчиванию крепежных винтов.

Причины возникновения дефектов и их устранение

Многие дефекты, которые возникают в период эксплуатации катушки, можно ликвидировать самостоятельно. Кроме того, предварительно ее можно попытаться настроить, о чем мы писали в статье «Как отрегулировать безынерционную катушку во время рыбалки».

  • Утеря рукоятки. Наиболее распространенная тема. Опытные рыболовы советуют при покупке приобретать конструкции, имеющие шайбу и втулку для крепежа.
  • Самопроизвольное защелкивание укладывателя лесы. Иногда можно наблюдать, как скоба сбрасывается во время закидывания снасти, что ведет к отстрелу приманки, а при более тяжелой оснастке – ее обрыву и даже перелому удилища. Если не помогло подтягивание винтов, то ставят прокладку под стержень, удерживающий пружинку.
  • Обрыв рыболовной нити. Такое случается, если стопорная гайка фрикционного тормоза немного выступает за кромку шпули. Именно об нее происходят зацепы и обрыв лесы. Для устранения изымается фиксирующая шайба и все фрикционные. Фетровая прокладка заменяется на тонкую из пластика. После сборки выступ отсутствует.
  • Леса сходит спирально. Подобное случается при проникновении грязи в ролик лесоукладывателя. Подшипник начинает тереться, леса перестает скользить сквозь него. Лечится разбором и тщательным смазыванием всех элементов.
  • Посторонние шумы внутри корпуса. При их появлении стоит немедленно прекратить использовать мясорубку. Хорошо, если внутри оказалась грязь, которая удаляется при разборке, однако не исключается выход из строя одного из подшипников.
  • Некачественная подмотка лесы. При намотке на шпулю образуется конус. Исправить проблему возможно с помощью регулировочных шайб, которые нередко идут в комплекте.

Важно помнить, чтобы катушка работала долго и надежно, за ней нужен соответствующий уход. Хранить и транспортировать ее необходимо в специальном чехле либо пластиковом или деревянном боксе. Отрыбачив в дождливую погоду, механизм обязательно нужно смазать. Именно профилактика убережет безынерционку от негативных последствий.

Источник: https://blogrybaka.com/kak-razobrat-katushku-s-zadnim-friktsionom/

Фрикцион или фрикционный тормоз катушки – как настроить

что такое фрикцион на катушке

01 июля 2017    10869

Фрикционный тормоз – важный узел безынерционной катушки. Его главная «стратегическая» задача – уберечь леску от обрыва, а снасть – от возможной поломки при опасных нагрузках. Не менее важная «тактическая» задача – сглаживать рывки рыбы и не давать ей сойти. Как же правильно настроить и в процессе рыбалки регулировать фрикционный тормоз?

Настройка фрикциона безынерционной катушки «под максимум»

Мы уже говорили о затяжке фрикциона «под максимум», когда тормоз устанавливают по ощущению на «докритическое» значение. Это значение напрямую связано в основном с прочностью и лески, и отчасти удилища – поэтому превышать его нельзя. А вот сделать меньше – можно, а иногда и нужно. Чтобы лучше разобраться в этом вопросе, посмотрим, на что и как влияет затяжка тормоза.

Для начала вспомним, что фрикционный тормоз – это автоматическая система безопасности нашей снасти. Иногда даже при внеплановых экстремальных нагрузках – например, зацеп за кусты при резком забросе – сработавший фрикцион поможет избежать поломки удилища или катушки. Поэтому некоторые фирмы специально делают так, чтобы этот механизм не затягивался до конца – «на всякий пожарный».

Настройка фрикциона безынерционной катушки на рыбу

Не менее важная «тактическая» задача фрикциона – избежать обрыва лески или поломки спиннинга при поимке крупной рыбы. Отпущенный (в разумных пределах) тормоз делает вываживание более «мягким» – то есть, лучше компенсирует и рывки хищника, и наши возможные ошибки. Доходит до кажущегося парадокса: мы крутим катушку «на себя», а рыба умудряется еще быстрее тянуть «обратно». При таком раскладе порвать леску или сломать спиннинг можно только специально.

Кроме того, фрикцион может помочь и в выполнении сверхдальнего силового заброса. Например, при ловле жереха бывает необходимо послать достаточно тяжелую блесну на предельное расстояние. А это возможно только с разумно тонкой леской – которая, однако, может не выдержать резкого силового  заброса. Предварительное ослабление фрикциона в какой-то мере «сглаживает» этот мощный стартовый рывок.

Однако ослабление фрикциона ослабляет и подсечку – ведь при рывке нагрузка резко возрастает, шпуля проворачивается и сдает немного лески. Да и само вываживание при слабом тормозе иногда неоправданно затягивается, а это опасно – рыба может уйти в траву или в коряги.

Получается, что, в зависимости от конкретных рыб и местных условий, «пробуксовка» может быть как полезна, так и вредна. Поэтому правильная установка фрикционного тормоза – это почти всегда разумный компромисс между подсечкой и вываживанием. Однако если есть какие-то сомнения, «регулируйте» всегда в пользу подсечки — ведь во время вываживания мы еще успеем при необходимости дополнительно ослабить или подтянуть тормоз.

Например, при ловле щуки и судака – из-за их костистой пасти и «бульдожьей» хватки – всегда необходима жесткая подсечка. Значит, и фрикцион должен быть затянут «под максимум». К тому же, эти хищники обычно пытаются уйти в траву или в коряги – тогда остановить их поможет только сильное торможение.

Да и вообще, вываживать некрупных (до 2 кг) «зубастых» и «клыкастых» лучше форсированно – не давая им опомниться, ведь прочность снасти это позволяет. А если вдруг попадется настоящий «крокодил», то для него даже тугой фрикцион – небольшая помеха. К тому же, при необходимости его всегда можно ослабить.

Противоположный пример – окунь. Все знают, что у «полосатого» довольно слабые губы – которые иногда и вытаскиваешь вместо рыбы. Чтобы этого не случилось, подсечка и вываживание окуня должны быть деликатными, что обеспечивается соответствующим ослаблением фрикционного тормоза.

Не нужен «жесткий» тормоз и при ловле таких хищников, как жерех, язь и голавль. Ведь эти рыбы имеют мясистую пасть и хорошо засекаются, нередко даже без подсечки. Однако после этого жерех и голавль обычно делают резкий рывок, а «мягкий» фрикцион помогает сдержать этот опасный первый порыв.

Язь же имеет привычку «кувыркаться» при вываживании, а отрегулированный тормоз и здесь нейтрализует все опасные рывки.

Поэтому перед началом каждой рыбалки необходимо вновь выставить соответствующее значение фрикционного тормоза и в процессе ловли при необходимости регулировать его, но ни в коем случае не превышая при этом «безопасный максимум». Естественно, то же самое нужно делать и при установке новой шпули – особенно с более тонкой леской – о чем некоторые иногда забывают.

Работа фрикционным тормозом при вываживании

Работа фрикционом подразумевает не только его начальное выставление, но и при необходимости – регулирование в процессе ловли. У катушек с задним тормозом и регулятор крутить удобнее, и оценивать степень затяжки по цифрам проще. Вот почему при ловле с тонкой леской я предпочитаю именно такие модели.

Однако еще многие рыболовы не умеют правильно пользоваться тормозом катушки. Одни забывают правильно выставить фрикцион, другие затягивают его «намертво». Увы! Сколько удилищ и лесок еще поломается из-за этого, сколько рыб сорвется с крючка!

Кстати, грамотное пользование фрикционом уже в процессе вываживания явно свидетельствует о зрелом мастерстве рыболова. Особенно это заметно при ловле крупных и сильных рыб в сложных условиях. Например, такой боец, как семга, требует особо тонкого подхода.

С одной стороны, пасть этой рыбы достаточно жесткая, а хватка крепкая – все это требует сильной подсечки и затянутого фрикциона. Однако сразу после этого следует мощнейший рывок и дальнейшая длительная и упорная борьба. Чувствуя сильное противодействие, семга просто бесится.

Вплоть до того, что делает «свечки» или даже «разбивает нос» о камни, пытаясь, как многие считают, выбить приманку из пасти. А вот на слегка ослабленном тормозе рыба ведет себя спокойнее, поэтому на чистом месте фрикцион немного отпускают. Однако, пускать ее в камни или в порог нельзя, никакая леска этого не выдержит.

Здесь уже приходится «что есть силы» перетягивать — кто кого? Тормоз, естественно, должен быть затянут. У ног рыболова семга еще не раз показывает всю свою мощь и так резко «шарахается прочь», что нередко все-таки сходит. Приходится перед завершающим этапом вновь слегка ослаблять фрикцион.

Источник: http://rybalkaspinning.ru/stati-o-spinninge/snasti-dlya-spinninga/katushki-dlya-spinninga/frikcion-ili-frikcionnyj-tormoz-katushki-kak-nastroit.html

Зачем нужен байтранер на катушке

что такое фрикцион на катушке

Зачем нужен байтранер на катушке, который представляет собой устройство, способное в минуту опасности обеспечить моментальный сход лесы со шпули. Комплектуют механизм только безынерционки, которые за счет этого, к сожалению, увеличились в объеме и приобрели дополнительную массу.

Кстати, безынерционки BaitRunner первой стала выпускать кампания Shimano. Она решила извечную проблему – дать рыбе насадку так, чтобы она не смогла почувствовать сопротивление лесы. Решение было простым – после нажатия на рычаг шпуля начинает беспрепятственно вращаться.

Как понять, для чего служит байтранер на катушке

Любая безынерционка снабжена фрикционным тормозом. Располагаться он может как сзади корпуса, так и впереди. Он необходим для того, чтобы сглаживать рывки рыбы при извлечении ее из водоема и не давать ей оборвать лесу. Второе назначение – не допускать, чтобы пойманная на крючок крупная рыбина утащила удилище с подставки в воду.

Однако тормозная система становится более эффективной при использовании двойной тормозной системы. Настройку оснастки возможно произвести настолько тонко, что даже крупную рыбину можно извлечь с более тонкой лесой. Чтобы активировать байтранер, достаточно пальцем нажать на рычажок.

Итак, чем вызвано применение байтранера:

  • он делает рыбалку более комфортной, так как бланк застрахован от того, что крупная рыба стащит его в водоем;
  • работающий байтранер отрабатывает в тандеме с основной тормозной системой;
  • лов рыбы ведется в двух режимах – ожидание и вываживание.

Правила пользования механизмом

Работать с этим механизмом не очень сложно. Сначала настраивается система, снасть забрасывается, бланк выставляется на подставки и только тогда активируется байтранер. Одно условие: перед использованием приспособления необходимо настроить фрикцион.

Как это сделать, мы писали в статье «Как отрегулировать безынерционную катушку во время рыбалки». Самый простейший способ – зацепиться за неподвижный объект и тянуть лесу. Затянутый фрикционный тормоз ослабляют до той поры, пока леса не начнет сходить с натугой. При этом важно помнить, что байтранер не должен быть туже фрикциона.

В момент подсекания механизм деактивируется с помощью оборота рукоятью катушки. Алгоритм действий следующий:

  1. После того как рыба поймалась на крючок, она начинает разматывать лесу.
  2. Бланк поднимается подставок, делается оборот рукоятью, байтранер выключается.
  3. Происходит подсечка, катушка начинает отрабатывать за счет фрикционного тормоза.

Если фрикцион был настроен на очень крупную рыбу, а взялась более мелкая и основная тормозная система не реагирует на ее рывки, можно моментально активировать дополнительный тормоз и быстро подрегулировать фрикцион.

На что охотятся с байтранером

Катушки с байтранером используются при лове самых различных видов рыб – как хищников, так и мирной. Более всего их применяют для поимки тех экземпляров, ужение которых отличается, с одной стороны, усидчивостью, с другой – большей нагрузкой при вываживании.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Эхолот для рыбалки с берега

Основные виды рыб:

  • карп;
  • сом;
  • сазан;
  • толстолобик;
  • белый амур.

Эти рыбины нередко достигают трофейных величин, поэтому к снастям предъявляют особенные требования. И если в процессе ужения случается обрыв лесы, перелом удилища и другие неприятные моменты, то это можно списать на неопытность рыбака или неправильно подобранную безынерционку.

Работая лишь с одним фрикционным тормозом, невозможно учесть массу попавшейся на крючок рыбы и заранее грамотно настроить его. Байтранер высвобождает барабан, и трофейный экземпляр нанесет минимум ущерба снастям. Кроме того, механизм имеет систему настройки. Регулятор находится на корпусе безынерционки.

Нужное сопротивление барабана достигается путем вращения регулятора в ту или иную сторону. Напомним, что регулируя катушку перед рыбалкой, не стоит перетягивать байтранер. Если он будет затянут сильнее фрикциона, при его отключении рыба начнет свободно стаскивать лесу.

Механизм можно включить и при извлечении рыбы из водоема, поэтому некоторые рыболовы считают, что именно он имеет больший приоритет, чем фрикционный тормоз. Активно пользуются байтранером на фидерных удилищах, карп-фишинговых и даже на спиннингах хэви-класса.

Преимущества и недостатки байтранерного тормоза

Те отдельные минусы, которые обнаруживаются в безынерционных катушках, снабженных дополнительным устройством торможения, легко компенсировать эффективностью их работы. При условии вовремя проведенного технического обслуживания мясорубка прослужит дольше.

Плюсы наличия байтранера:

  1. Механизм позволяет меньше контролировать снасть и даже покидать ее на время, не боясь, что удилище окажется в водоеме.
  2. Катушки, оснащенные байтранером, работают значительно мягче и без вибраций.
  3. Процесс рыбалки становится комфортным.
  4. Если оснастить катушку маркерным поплавком, то можно вести промер глубин.

Какие отмечаются недостатки:

  1. Механизм утяжеляет общую массу безынерционки.
  2. Срок службы катушек несколько снижен.
  3. Сложность байтранера повышает стоимость мясорубки.
  4. Пользование катушкой требует определенных навыков.

Выбирая при покупке катушку, оснащенную байтранером, не стоит приобретать слишком дешевые варианты. Сама по себе безынерционка за счет усложнения механизма имеет сокращенный срок эксплуатации, а очень низкая стоимость может привести к быстрому выходу из строя.

Правила выбора катушки с байтранером

Прежде чем рассмотреть вопрос о выборе байтранера, хотим напомнить, что важно периодически проводить ее техническое обслуживание, о чем мы писали в статье «Как разобрать катушку с байтранером, сделать профилактику либо ее починить». Одним из главных достоинств механизма считают его возможность быстро перестраивать в зависимости от вида лова.

Выбирая безынерционку, следует соблюдать некоторые принципы:

  1. Для спиннинговой снасти покупается безынерционка с небольшой массой и передним фрикционом.
  2. Для ужения карповых лучше воспользоваться тяжелой мясорубкой.
  3. Любителям фидерных рыбалкой уместна средняя безынерционка массой не более полкилограмма.
  4. Особое внимание уделяют материалу изготовления. Более долговечной считается металлический корпус, менее – пластиковый. В данном случае лучше руководствоваться принципом «скупой платит дважды».
  5. Предпочтительный материал изготовления барабана и рукояти – металл: медь, нержавейка, алюминий.
  6. Скоба лесоукладывателя должна свободно откидываться и защелкиваться, испуская типичный щелчок.
  7. Ролик укладывателя лесы должен быть очень качественным, так как от его работы зависит, сильно или нет будет перекручиваться нить и как долго она прослужит.
  8. Ролик должен быть выполнен из твердосплавного металла, что не позволит ему перетираться, и не иметь люфтов. Если леса попадет в зазор между корпусом и роликом, это приведет к ее дефектам.

И напоследок несколько советов. Прежде чем установить безынерционку с байтранером, лучше изучить прилагаемую инструкцию, поскольку большинство рыболовов это просто игнорирует. Хранить и транспортировать ее необходимо в специальном чехле либо пластиковом или деревянном боксе, что предотвратит проникновение внутрь корпуса загрязнения и увеличит срок службы. Вот такие основные принципы, что значит катушка с байтранером.

Источник: https://www.udim.ru/articles/zachem_nuzhen_baytraner_na_katushke/

Фрикцион катушки безинерционной

На сегодняшний день, пожалуй, добрая половина удочек, спиннингов и донок оснащены безинерционными катушками. От того как правильно вы умеете пользоваться такой катушкой зависит и размер вашего улова. Для одних безинерционная катушка всего лишь место хранения лески, для других катушка нужна для дальности заброса снасти.

Но есть рыболовы, для которых существует фрикцион безинерционной катушки, который помогает вытащить на берег действительно трофейные экземпляры на тонкую снасть. Вот о фрикционе и поговорим в этой статье. Мы ответим на вопросы что такое фрикцион, для чего нужен фрикцион и как настроить фрикцион на катушке.

Что такое фрикцион

Если не лезть в словари, то про фрикцион можно сказать кратко, что это некий механизм в рыболовной безинерционной катушке.  Этот механизм в рыбацкой катушке предназначен для регулировки скорости и силы намотки и разматывания лески.  Производители выпускают катушки с задним фрикционом и передним, причем принцип работы тормоза от этого не изменяется. 

Для чего нужен фрикцион

Правильно отрегулированный тормоз фрикциона помогает рыболову во время вываживания. Ведь не только спиннингист, но и просто крупная рыба способна стравливать леску, поэтому фрикцион способен форсировать вываживание рыбы.

Эта замечательная способность фрикциона позволяет рыболову использовать более тонких шнуров и лесок. Появляется возможность использования старых, «лохматых» лесок, растянутых и осыпающихся.

Естественно, это не говорит о том, что такие лески нужно использовать, но уж если вы нечаянно забыли хорошую леску дома, а в наличии только такая, потерявшая свою прочность, то все равно фрикцион поможет вам.

передний и задний фрикцион безинерционной катушки

Как настроить фрикцион

Как ни странно, но не все рыболовы пользуются фрикционным тормозом. Почему, не знаю. Может быть, просто не умеют, может. не хотят. Но, скорее всего, не умеют или не знают, как правильно его настроить. А может быть дело в самих катушках.

Ведь основная масса простых рыболовов используют в своей рыбалке самые дешевые катушки китайского производства, где сам по себе механизм фрикциона изначально изготовлен как попало и очень быстро ломается. Вот и выходит, что у одного рыбачка тормоз фрикциона закручен практически до упора, а у другого закручен как придется. 

Рыболову необходимо помнить, что многие факторы влияют на разрывную нагрузку лески.

Активное использование лески изнашивает ее, а как проверить прочность лески?

Не всякий рыбак при помощи динамометра будет испытывать свою леску, да и не каждый знает, что такое динамометр. Я уже не говорю о плетенке. Ведь некоторыми шнурами можно и удилище сломать, если прилагать неправильное усилие. 

Мой вам совет: перед каждой рыбалкой обязательно регулируйте фрикцион. Как это сделать?

Блесну закрепите за дерево или корягу и согните ваше удилище в дугу. Фрикцион должен срабатывать при сгибании удилища на 60 или 70 градусов. 

Что делать, если случился зацеп?

Ни в коем случае не закручивайте фрикцион до упора, так вы поломаете удилище. Попробуйте направить удилище параллельно леске, прижав ее к бланку и постучать рукой по нему – бывает, что такой метод помогает.

Источник: https://www.fisher-land.ru/ars-fisher/728-the-clutch-coil-inertialess

Для чего нужен фрикцион на катушке — О рыбалке

  • Виды фрикционных тормозов
  • Для чего нужен байтраннер

Устройство тормоза обратного хода безынерционной катушки создано с той целью, чтобы суметь извлечь из водоема крупную рыбу тонкой оснасткой за счет спуска лесы при резком увеличении нагрузки.

К сожалению, не многие рыболовы умеют пользоваться этим механизмом, считая, что катушка – это своеобразное мотовило для наматывания лесы и регулировки ее длины. Однако правильная настройка фрикциона позволяет при поимке трофея не переломить бланк, не разорвать лесу, не разогнуть крючок и извлечь из воды рыбину.

Виды фрикционных тормозов

Суть действия фрикциона заключается в том, что он с помощью специального регулятора подстраивается на заданное усилие. Например, если нить способна выдержать 8 килограммов, то тормоз выставляют на 5-6 кг. Когда подсеченная рыбина сделает резкий рывок, превышающий разрывную способность лесы, она останется целой.

Леса в этом случае начнет стравливаться под воздействием нагрузки, так как сработает фрикционный тормоз.

Именно поэтому на шпуле должен быть значительный запас монофилки либо плетенки, чтобы при поимке сома не пожалеть о сэкономленных метрах.

О методах можно почитать в статье «Ловля безынерционной катушкой в зависимости от условий и метода ужения».

По расположению на корпусе безынерционки фрикционы могут быть исполнены в следующих вариантах:

  1. Расположение спереди. Подобное месторасположение регулировочного винта и тормоза считается классическим, при этом вся конструкция выполнена на шпуле. Когда идет замена шпули, меняется и тормозной механизм. Такие безынерционки принято считать скоростными, поскольку они рассчитаны на применение лесы с небольшим сечением и малую нагрузку. Этот тип фрикционного тормоза регулируется очень тонко, за щелчок усилие меняется на 200-300 г.
  2. Расположение сзади. Винт регулировки находится в задней части корпуса, что считается намного удобнее, так как не мешает леса. Зато такой тип имеет место быть на силовых мясорубках, чье предназначение – фидер, троллинг, карп-фишинг. Шаг регулятора на заднеприводных фрикционах составляет приблизительно 500 граммов. Если использовать нить небольшого сечения, то при одной отметки ручки регулирования сходить она будет достаточно легко, при затягивании на один щелчок усилие для нее станет критическим.

Тормоз безынерционной катушки тем комфортнее, чем большее число деталей, на которых ложится нагрузка, соприкасаются между собой. В заднеприводном фрикционе упор сделан на тефлоновые шайбы, в переднеприводном – благодаря всей зоне поверхности.

Если пропал тормоз обратного хода на безынерционной катушке, это говорит о том, что за ней не было должного ухода и внутрь корпуса проникла вода либо банально загустела смазка. Бывают, конечно, другие причины, требующие вмешательства специалиста, однако в случае засора достаточно самостоятельно провести техническое обслуживание.

Для чего нужен байтраннер

Применение байтраннера на катушке для многих рыболовов – дело новое и непривычное. Механизм служит для отключения фрикционного тормоза, то есть в критической ситуации достаточно повернуть рычаг, и леса начнет свободно сходить со шпули. Мы писали об этом в статье «Как отрегулировать безынерционную катушку во время рыбалки».

Система не только добавляет комфорт при ловле, но и является защитой от падения удилища в водоем при поклевке очень крупных экземпляров. Для этого необходимо произвести настройку системы, забросить снасть, выставить бланк на подставки и включить байтраннер.

Даже вдруг рыбина с усилием рванет снасть при поклевке, удилище останется на месте. Перед тем, как ее подсечь, механизм необходимо выключить, в этом случае в работу включится фрикционный тормоз. Рассмотрим плюсы этого механизма.

  • безынерционки с байтраннером считаются универсальными, так как применимы с фидерами, карповыми бланками и тяжелыми спиннингами;
  • имеют хорошие фрикционные тормоза с достаточным спектром настроек;
  • катушки располагают легким ходом;
  • рычаги и переключатели надежно фиксируются;
  • отсутствуют люфты;
  • изготовлены из хорошего пластика.

Правда, не обошлось и без недостатков: высокая стоимость, большой вес, пластиковый корпус. Байтраннер выполнен в виде рычага, который при включении задействует вспомогательный тормозной механизм. Главное, выбрать правильный режим включения устройства.

Байтраннер настраивают чуть мягче по сравнению с фрикционным тормозом, чтобы моментально спустить лесу при подмотке. Однако если сделать с точностью наоборот, система не сработает, так как леса будет спускаться за счет фрикциона. Если он расположен в передней зоне корпуса катушки, то степень нагрузки надобно настроить байтраннером.

Источник: https://ribolov-inform.com/dlya-chego-nuzhen-friktsion-na-katushke/

Как настроить катушку — важные настройки безынерционной катушки

В данной статье речь пойдет о настройке именно безынерционных катушек. Чтобы правильно настроить такую катушку, а точнее ее фрикцион, сначала необходимо установить ее на удилище, потом правильно намотать на нее леску, и уже после этого заниматься настройкой фрикционного тормоза.

Для опытных рыбаков всё это кажется довольно простым, но для новичков данная информация будет очень ценной. Итак, начнем с установки безынерционной катушки.

Если вы хотите более подробно разобраться в теме катушек для спиннинга, советуем нашу статью — катушки для спиннинга.

Как установить катушку на удилище

Устанавливается катушка предельно просто, и проблемы с этой процедурой не должны возникнуть даже у абсолютных новичков. Сначала нужно открутить крепление, затем катушка вставляется в специальный держатель, расположенный на рукоятке удилища.

Далее кольцо туго затягивается, и основание катушки впоследствии зажимается. Катушка не должна болтаться, однако важно не переборщить при затягивании, дабы не сорвать резьбу.

Бывает, что в процессе рыбалки держатель катушки немного откручивается, поэтому время от времени подкручивайте его.

Как намотать леску на безынерционную катушку

Протягиваем конец лески через все кольца удилища, начиная с самого маленького на вершинке спиннинга;

Откидываем кольцо лесоукладывателя и привязываем леску к шпуле, применяя надёжный самозатягивающийся узел;

Далее начинается непосредственно сам процесс наматывания лески. Для этой процедуры необходимо обеспечить небольшое натяжение лески, в чём может помочь напарник или же можно положить моток в карман и пропускать леску сквозь пальцы руки, которая удерживает удилище (другой рукой вращаете ручку катушки).

Слишком сильное натяжение также нежелательно, так как оно может повлечь за собой образование узлов или попросту неравномерность намотки. 

Прекращают процесс наматывания лески тогда, когда до краёв шпули остаётся примерно 2-3 мм свободного пространства. Больше лески наматывать не стоит, иначе в дальнейшем могут образовываться те же узлы, запутывания, соскальзывание лески во время заброса. 

По окончанию рыбалки рекомендуется всегда делать «холостой» заброс, а затем в положении удилища перпендикулярно земле неспешно наматывать леску, чтобы та немного просушилась и ровно легла на шпулю.

Что такое бэкинг на катушке?

Чтобы ответить на данный вопрос, сперва необходимо разобраться в самих шпулях катушек. Существуют катушки с глубокой и неглубокой шпулей. Глубокие шпули применяются для намотки толстых лесок, а неглубокие – для тонких лесок. Возникает вопрос – как правильно намотать тонкую леску на глубокую шпулю.

Намотка должна быть такой, чтобы леска заполнила шпулю почти полностью, чтобы от конца бортика шпули оставалось всего 2-3 мм до лески. В случае с использованием тонких лесок на глубокие шпули, необходимо предварительно намотать на шпулю вспомогательную леску, эта леска и называется бэкингом. Таким образом, мы заполним внутреннюю часть шпули, а сверху будет тонкая леска, которой мы и будем ловить.

Если вы собираетесь ловить на тонкие плетеные шнуры, очень советуем выбирать катушки от Shimano и Daiwa. В их ассортименете множество подходящих катушек по различным ценам.

Намотка шнура на шпулю с бэкингом

Интересная информация в статье: бюджетные катушки под спиннинг

Как настроить фрикцион катушки

Грамотно настроив катушку, вы сведёте к минимуму возможность обрыва лески и сможете вываживать крупную рыбу. Все модели безынерционных катушек оснащаются фрикционным тормозом, позволяющим регулировать усилие.

При нагрузке шпуля катушки прокручивается и леска понемногу стравливается, что позволяет «гасить» резкие и сильные рывки рыбы. Фрикцион может быть передним (расположен сверху на шпуле) и задним (снизу катушки).

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Поплавок на щуку

При настройке фрикционного тормоза необходимо ориентироваться на параметр разрывной нагрузки лески. Так, если последний составляет около 7-8 кг, то фрикцион настраивается на 4-5 кг. В случае рывка рыбы сработает механизм фрикционного тормоза и катушка «отпустит» некое количество лески, обезопасив вас от обрыва снасти.

С целью настройки фрикциона применяются чаще всего обычные грузики с определенным весом, которые цепляют на конец лески. Хотя многие рыбаки практикуют настройку фрикциона иным способом, прямо перед рыбалкой. Для этого спиннинг полностью оснащается и приводится в рабочее состояние, а затем приманка с крючком зацепляется за дерево или иной статичный объект.

Далее нужно немного отойти и натянуть спиннинг будто бы при вываживании потенциального улова, и, достигнув максимального натяжения, при котором удилище сгибается в дугу, отпустить фрикционный тормоз до срабатывания трещотки. Не переусердствуйте, иначе вместо настроенного фрикциона можно получить лишь сломанное удилище.

Существует два типа фрикционного тормоза: передний и задний. Передний фрикцион более точный и надежный, задний фрикцион более удобен в настройке. Более подробно про фрикционы читайте в статье — фрикционные тормозы.

В заключение ещё раз отметим, что никаких особых навыков и знаний для закрепления и настройки катушки не требуется. Данные процедуры достаточно просты в исполнении, однако при этом очень важны, ведь именно от надёжного крепления и правильной настройки катушки во многом зависит успешность ловли и сохранение снастей.

Источник: http://fisher-book.ru/442-kak-nastroit-katushku

Как правильно настроить фрикцион на спиннинговой катушке

Чтобы грамотно настроить катушку для спиннинга рыболову нужно выполнить ряд несложных подготовительных манипуляций, способствующих сборке спиннингового удилища.

Для опытного спиннингиста это стандартные и хорошо отработанные действия, не занимающие много времени, а вот для начинающего рыболова операции требующие практики и выработки устойчивого навыка.

Комплектация спиннинговой снасти включает приобретение самого удилища, а также катушки и основного шнура. Все эти элементы приобретаются по отдельности, впоследствии, в определённом порядке собираясь в снасть.

На шпулю безынерционной катушки наматывается основной шнур, а катушка жёстко соединяется посредством специального приспособления, входящего в конструктив комля удилища. Заключительной операцией считают настройку фрикциона катушки. Простой алгоритм и в плане запоминания последовательности действий и самой практики быстро отрабатывается уже после пары практических занятий.

О том же как технически правильно выполнять все эти операции будет представленная читателю далее статья. Опытному рыболову она в очередной раз напомнит о нюансах сборки, а начинающему рыболову поможет самостоятельно подготовить к рыбалке спиннинговую снасть.

Как намотать леску

Шнур на шпулю механизма наматывают после закрепления катушки на спиннинге. Эту операцию можно сделать самостоятельно, а можно с помощью товарища, что намного упрощает процесс,  не требуя дополнительных действий и использования приспособлений.

Изначально спиннинг собирают на всю длину удилища и начиная с тюльпана, самого первого кольца на квивертипе снасти, пропускают шнур до самой шпули. К шпуле шнур крепят, применяя методику вязки самозатягивающегося узла.

Связав узел, и затянув его на основании шпули, кончик свободной лески отрезают до остатка не более 2 мм, так как более длинный хвостик может мешать сбросу нити в процессе забросов, притормаживая её сход. Далее осуществляют намотку нити. При этом шнур должен быть в постоянном натяжении.

Важно! Сила натяжения шнура должна способствовать свободному вращению ручки катушки осуществляющегося без приложения ощутимых усилий.

Напарник может придерживать леску с определённым натягом, что упрощает намотку. При его отсутствии бобину с нитью укладывают в карман, пропуская нитку между пальцами руки удерживающей спиннинг и таким образом одновременно регулирующими натяг лески.

Если позволяют возможности, леску можно размотать на всю требующуюся длину и привязав свободный конец к дереву или другому неподвижному предмету производить сматывание катушкой, постепенно проходя всю длину шнура до места его крепления.

Намотанная леска не должна доходить до края высоты шпули на 2-3 мм, что предотвращает самопроизвольный сброс колец нити при забросах.

Как установить катушку на спиннинг

Надёжно и быстро установить катушку на спиннинг позволяет универсальность крепёжных элементов удилища и самого механизма. На безынерционках конструктивно предусмотрено наличие так называемой крепёжной ноги, а на комле спиннингового удилища приспособления для захвата этой детали катушки.

Стоит отметить, что крепёжный механизм на спиннинге может быть выполнен в двух вариантах: приспособление с использованием червячной передачи и приспособление, основанное на захвате ноги силой пружинных прижимов. Предпочтение стоит отдавать крепежам на основе червячной передачи. Перед установкой катушки проверяют соответствие по габаритам опор ноги механизма и посадочных гнёзд крепления на удилище.

Важно! Нога должна плотно, но без натяга заходить в крепёжные пазы.

Крепление на комле снасти разводят для свободной постановки катушки и зажимают таким усилием, чтобы при взмахах удилищем не чувствовалось люфта и пошатывания механизма. Излишний же зажим чреват деформацией и трещинами на прижимных элементах или поломкой опоры ноги.

Все что вы не знали о фрикционе

Многие рыбаки устанавливают фрикционный тормоз на катушку. О том, что такое фрикцион, какими качествами он обладает, для чего предназначается, должен знать каждый начинающий рыболов.

Зачем нужен фрикционный тормоз на катушке?

Фрикционные тормоза дают возможность регулировать леску под нагрузкой. Перед началом ловли их надо настраивать под тип снасти. Сейчас они установлены на всех безынерционных катушках.

Применения фрикционного тормоза имеет такие преимущества:

  • не рвется леска;
  • не деформируется крючок;
  • увеличивается улов;
  • можно использовать легкие приманки.

Разновидности

Катушки сейчас выпускаются разных конструкций и моделей. Фрикционный тормоз для всех моделей бывает только 2 видов: передний и задний.

Классификация

Передний фрикционный механизм находится на шпуле. Такую конструкцию покупают в основном для спиннинга. Передний фрикцион имеет такие достоинства:

  • прочность и надежность тормозного узла;
  • длительный срок эксплуатации;
  • катушка меньше весит;
  • возможность более качественной регулировки;
  • сбалансированность снаряжения.

Недостатки:

  1. Так как тормоз устанавливается на запасной шпуле, то стоимость снастей увеличивается.
  2. При выуживании хищной рыбы трудно подстраивать тормоз на спиннинге.
  3. Сложность замены шпули.
  4. В конструкцию может попасть мусор.

После завершения рыболовного сезона засорившийся тормоз нужно тщательно очистить. Для очистки используют специальную рыболовную смазку.

Задний фрикционный узел находится в задней части катушки, за главным ее узлом. Заднее расположение фрикциона характерно для катушек матчевого рыбного лова. На спиннинг устанавливают редко, только на дешевых моделях китайского производства.

Достоинства катушки с задним фрикционом:

  • удобная регулировка нагрузки при выуживании рыбы, так как лишних деталей нет;
  • запасная шпуля снижается в цене;
  • такая конструкция может применяться с тяжелыми приманками;
  • при обрыве лески потери рыбы минимальные.

Недостатки: катушка становится тяжелее, что утяжеляет весь комплект снастей.

Задний фрикционный тормоз не обладает тонкой чувствительностью. Имеются в продаже такие конструкции катушек, в которых передний и задний тормоза объединены между собой. Это системы с бейтраннером.

Бывают устройства, в которых совмещено заднее расположение главного и дополнительного тормозов. При этом механизм настраивается грубо, на максимальную нагрузку, а бейтраннер ослабляется.

Таким образом, при рывках тяжелой рыбы, когда передний тормоз не срабатывает, задний фрикцион гасит рывки рыбы и не допускает разрыва лески.

Бейтраннеры применяют при такой ловле, когда можно оставить катушку с включенным тормозом и быть спокойным, что тяжелая рыба не утянет снасти в реку.

Лучшие марки фрикционных систем производятся японскими компаниями. Они постоянно выпускают инновационные модели и повышают качество изделий, усовершенствуя их конструкцию. Фрикционный тормоз сделает ловлю эффективной и быстрой, удилища, катушки для болонской удочки и другие снасти должны соответствовать типу тормозного узла.

Принцип работы

Как работает фрикцион, сможет понять любой рыбак, который имеет базовые знания по курсу школьной физики. Принцип работы тормоза: его настраивают вращением регулятора на какую-либо нагрузку. Когда во время лова нагрузка на фрикцион становится больше нормативного значения, то включается устройство.

Леска стравливается со шпули, пока сила рывка рыбы не угаснет. Если тормозной узел правильно отрегулирован, то рыбак сможет легко побороть сопротивление пойманной рыбы, вес которой больше разрывной нагрузки лески. Так при помощи фрикциона рыбаки смогут выловить рыбу весом 8 кг шнуром, прочность которого имеет номинальное значение на разрыв до 5 кг.

Зимние катушки с фрикционом изготавливают из особо прочных материалов. Катушка для зимней удочки переносит мороз, сильные перепады температуры. Переднее расположение механизма позволяет использовать тонкую леску. Шпуля из алюминия вмещает большой запас нити, ролик функционирует мягко и защищает шнур от деформаций. При ловле катушки для зимней рыбалки, оснащенные надежным фрикционным механизмом, никогда не подводят.

Настройка и регулировка

Перед началом работы необходимо отрегулировать фрикционный механизм. Рассмотрим, как настроить фрикцион. Это не позволит тяжелому улову слететь с крючка либо сломать удилище и шнур. Настройку выполняют около реки, когда рыболовные снасти уже собраны.

Методика настройки:

  1. Крепят катушку на удочку, пропускают шнур через все кольца.
  2. Закрепляют конец шнура за неподвижный предмет на суше.
  3. Потом нужно приложить нагрузку на удочку, имитируя вытягивание рыбы.
  4. При этом регулируется нагрузка и включение тормозного узла.

Тормозную систему нужно настроить так, чтобы леска стравливалась под нагрузкой не выше 80% наибольшего допустимого значения. Нормативный показатель зависит от разрывной нагрузки лески или технических характеристик спиннинга. Если узел слишком сильно зажат, это может вызвать разрыв шнура и поломку удилища.

Если фрикцион отрегулирован слабо, то нельзя будет нормально выполнить заброс, так как механизм при замахе будет проскальзывать. Натяжение тормозной системы регулируется при помощи основной шестерни. При вытягивании улова из воды фрикцион на катушке не позволяет подводить ее к берегу из-за сматывания шнура со шпули при рывках рыбы.

Передний и задний фрикционы: плюсы и минусы

Выясним, что установить — передний или задний фрикцион, что лучше подойдет к снастям при том или ином типе ловли. Передний фрикционный узел используют для ультралайта или спиннинга. Он обладает хорошей чувствительностью и востребован при ультралайтовой рыбалке. Задний узел при этом не сможет среагировать на тонкую настройку, легкую приманку и рывки мелкой рыбы.

У переднего тормозного узла тоже есть недостатки: его трудно регулировать в процессе вытягивания рыбы. При этом рукоятку заднего фрикциона повернуть намного легче.

Задний фрикцион менее чувствителен и поэтому используется в троллинговой, карповой или фридерной ловле. Для крупной рыбы и тяжелых удилищ не нужна повышенная чувствительность тормозной системы. Поэтому все виды рыбалки, при которых применяют шнуры толще 0,2 мм, позволяют использовать задний тормоз.

Источник: https://ribaku.info/snasti/chto-takoe-friktsion

Для чего задний фрикцион в катушке: особенности фрикционного тормоза, достоинства и недостатки

В современном мире рыбалка остаётся неотъемлемой частью жизни населения. Кому-то интересно рыбачить летом, а кто-то предпочитает зимнюю рыбалку. Всё большей популярности набирает спортивная рыбалка, особенность которой заключается в том, что весь улов отправляется обратно в водоём. Ведь для многих людей этот вид деятельности стал не только способом заработать, но и обычным хобби.

В связи с этим широко начали развиваться и совершенствоваться рыболовные оснащения. Одним из таких оснащений является рыболовная катушка, присутствие которой заметно облегчает ловлю большой рыбы.

Назначение фрикционного тормоза

В настоящее время большинство удилищ, спиннингов и донок оборудованы катушками. Для хорошего улова нужно уметь правильно ими пользоваться. Для кого-то катушка — это только то место, где находится леска или устройство, предназначенное для того, чтобы можно было забросить снасти как можно дальше.

Но для некоторых рыболовов, которые знают зачем нужен фрикцион, это устройство помогает им вытаскивать на берег действительно эксклюзивные виды добычи. Ведь и вправду, гибкая удочка и мастерство при работе с фрикционом гарантируют рыболову поймать большую рыбу и при этом не сломать снасти, не оборвать леску и не погнуть крючки.

Как правило, катушки состоят из:

  1. сплошного корпуса, сделанного из металла, пластмассы или углепластика, с механизмом внутри и специальным креплением к удилищу;
  2. ротора, который оснащён двигающейся скобой лескоукладчика;
  3. неподвижной шпули для хранения лески;
  4. ручки, которая приводит в движение весь механизм;
  5. фрикционного тормоза.

Фрикционный тормоз — один из важнейших узлов безынерционной спиннинговой или фидерной рыболовной катушки, который предназначен для сохранения лески от повреждений, а снасти и удилища — от нарушений целостности при сильной нагрузке. Также фрикцион выполняет сглаживание резких движений рыбы и не даёт ей улизнуть. Благодаря фрикционной системе удалось использовать более тонкие лески для поимки более крупной рыбы.

Правильная настройка фрикциона

На удивление, многие рыболовы игнорируют устройство фрикционного тормоза, потому что не умеют его настраивать либо не хотят им пользоваться. А некоторые рыбаки просто забывают о нём, пытаясь поскорее выловить свой заветный трофей.

Также, к сожалению, существуют и те рыбаки, у которых просто нет средств на хорошие катушки и приходится покупать дешёвые и некачественные, изготовленные не лучшим образом и быстро выходящие из строя.

В итоге получается так, что в одном случае тормоз полностью закручен, в другом — слабо либо не закручен вообще.

https://www.youtube.com/watch?v=Fx22RtmOUmw

Для тех, кто не умеет пользоваться фрикционом, существует следующая технология настройки:

  1. Катушка с намотанной на неё леской крепится на удочку, затем леска продевается через пропускные кольца и привязывается к чему-нибудь неподвижному.
  2. Дугу лескоукладывателя сбрасывают. Удочка ставится под углом 45 градусов и дугу закрывают обратно.
  3. Медленно вращаем ручку катушки до тех пор, пока кончик удочки не согнётся.
  4. Поворачивая против часовой стрелки регулировочный механизм фрикциона, находим момент его срабатывания.
  5. Небольшими рывками удочки на себя нужно проверить, выпускается ли леска из катушки. Таким образом, фрикцион должен сработать раньше, чем наступит максимальное натяжение, при котором может произойти обрыв.

Тем не менее, на этом проверка на берегу не заканчивается. Имеется ещё несколько немаловажных деталей настройки непосредственно в процессе ловли:

  • После подсечки рыбы, которая постепенно начинает уходить от берега, нужно следить за тем, сколько осталось лески на катушке и понемногу зажимать регулировочный винт фрикциона. Таким способом создаётся сопротивление, и рыба быстро устаёт, что позволит поскорее вытянуть её на берег.
  • При вываживании рыбы существует угроза самостоятельного затягивания фрикциона. Вследствие этого возрастает усилие на леску, из-за чего она просто не выдерживает и рвётся. При таком случае рыбаку постоянно нужно следить за шпулей и при необходимости откручивать регулировочный винт.

Достоинства и недостатки оснащения

К достоинствам заднего фрикционного тормоза относят:

  • Умение сохранить удилище и снасти в целостности.
  • Сглаживание рывков рыбы, тем самым не давая ей улизнуть.
  • Простота регулировки как перед рыбалкой, так и после неё.
  • Шпуля фиксируется на шток кнопкой, это позволяет упростить замену.
  • Может помочь при выполнении дальнего заброса с тонкой леской.

К недостаткам заднего фрикционного тормоза относят:

  • Более сложный механизм торможения, что делает катушку габаритной и неудобной.
  • Полностью затянутый фрикцион способствует повреждению лески.
  • Расслабление фрикциона сдерживает подсечку.
  • Способен самозатягиваться во время ловли.

Фрикционный тормоз в определённых условиях может быть полезным, и наоборот. Впрочем, когда есть сомнения, стоит выставлять фрикцион в пользу подсечки, ведь во время поклёвки можно успеть его ослабить или затянуть. Следовательно, правильная настройка фрикциона — это залог успеха рыбалки и гарантия приехать домой с хорошим уловом, а не с пустыми руками и поломанными снастями.

Источник: https://sudak.guru/rybolovnye-prinadlezhnosti/katushki/dlya-chego-ispolzuyut-zadniy-frikcion-v-rybolovnoy-katushke.html

Что такое фрикцион на катушке

Для чего предназначен фрикционный тормоз на катушке что это такое знают наверняка как опытные рыболовы, так и начинающие. Но правильная настройка фрикциона для новичков может оказаться непосильной задачей. Однако не стоит отчаиваться. Рано или поздно вам придётся столкнуться с этим вопросом. И когда вы научитесь, то поймёте, что ничего сложного в этом нет.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Поплавок на плотву

Настройка и регулировка

Система стравливания лески призвана создавать определенное усилие при стравливании лески. Необходимо настраивать её таким образом, чтобы избежать обрыва снасти.

Правильно настроенная система тормозного стравливания поможет в борьбе за улов:

  1. Для начала стоит привязать основную леску к дереву или любому стационарному предмету.
  2. Натягивая удилищем основную леску стоит регулировать винт фрикционного тормоза.
  3. Идеальным будет соотношение, когда ваша система торможения лески начнет срабатывать на 1 килограмм меньше, чем разрывная нагрузка основного шнура.
  4. Опытные рыболовы для этого используют безмен. Сначала им проверяют фактическую разрывную нагрузку лески, а потом подстраивают фрикцион на меньшее усилие.

Не стоит настраивать стравливание прямым натяжением лески от катушки без использования удилища. Во время вываживания часть нагрузки ложится на сам бланк. Тем самым такая регулировка будет не вполне достоверной.

И все же какими бы чертами не обладали те или иные катушки, выбор остается всегда за вами.

Источник: https://orybalke.com/snasti/katushka/friktsion-na-katushke-chto-eto.html

Передний или задний фрикцион катушки. Какой выбрать?

Споры о том, какой фрикционный тормоз предпочесть – задний либо передний – ходят среди рыболовов если не с момента сотворения мира, то последние лет 10 точно. Это в прошлом веке, когда безынерционные катушки имели примитивную конструкцию, шпуля была накрыта защитным колпаком, а фрикционный тормоз в классическом его понимании отсутствовал все было проще: выбирай понравившуюся модель да пользуйся. В настоящее время же ситуация гораздо сложнее, а потому и интереснее!

Почему фрикцион так важен?

На сегодняшний день популярность получило огромное количество различных способов, требующих применения тяжелых оснасток вкупе с тонкими и деликатными поводками. Это напрямую отразилось на требованиях, предъявляемых к катушкам.

Их механизм должен быть мощным и тяговитым с одной стороны и чувствительным к потяжкам рыбы во время вываживания с другой.

Все это заставило производителей корпеть над усовершенствованием системы фрикционного тормоза, расширять диапазон его настроек и вводить новые материалы и инженерные решения, наподобие быстрой регулировки, «флажка» и карбоновых прокладок-шайб.

Говорить о том, что примененные решения положительно сказались на технических характеристиках, не требуется. Даже мощные и выносливые безынерционные катушки карповых размеров позволяют чутко настраивать усилие срабатывания, одаряя рыболова возможностью использовать поводки диаметром 0.1-0.12 миллиметров в паре с оснастками весом в 150-200 грамм. Однако споры о том, какой же тип тормоза предпочесть, не утихают и по сей день.

Передний фрикцион. Сильные стороны

По статистике «Магазина Рыбака», большинство покупателей в настоящее время сознательно отдают предпочтение катушкам с передним фрикционным тормозом.

https://www.youtube.com/watch?v=Kxjtx5lsaY4

Особенно это касается активных и ходовых способов ловли, ярким представителем которых является спиннинг. Причин тому – великое множество:

  • Катушки с передним фрикционом компактнее и миниатюрнее. Регулировка тормоза у них осуществляется посредством винта, фиксирующего шпулю, а потому такие катушки гораздо легче и компактнее своих заднефрикционных аналогов. Особенно важно это для тех, кто предпочитает миниатюрные и деликатные способы ловли: 99% ультралайтщиков и микроджиговиков предпочитают купить безынерционную катушку недорого, оборудованную передним фрикционом;
  • Конструкция переднефрикционных катушек гораздо проще. В них отсутствует множество узлов и агрегатов, без которых задний фрикцион не будет работать, а потому можно говорить о куда бОльшей надежности – чем меньше сложных узлов, тем проще и надежнее конструкция. Особенно данный фактор важен при охоте на трофейную рыбу, когда вышедшая из строя снасть непременно будет означать сход. Эта причина объясняет, почему передний фрикцион выбирают не только любители ловли на легкие снасти, но также и охотники за трофеем – джиговики, троллингисты, любители ловли на крупные воблеры и джерк-бейты;
  • Переднефрикционные катушки дешевле. Фактор цены никто не отменял, и статистика показывает, что зачастую купить безынерционную катушку с передним фрикционом можно по более низкой стоимости, нежели ее аналог с задней регулировкой тормоза;
  • Передняя регулировка фрикциона – удел еще и карпятников. Поскольку катушки с байтраннером  в задней части предусматривают регулировку усилия срабатывания данной системы, производителю ничего не остается, как перенести узел настройки фрикциона в область шпули.

Задний фрикцион. Востребован ли?

Однако не спешите вставать в очередь за переднефрикционными катушками! Сделайте глубокий вдох и задумайтесь – а подходит ли она для ваших условий эксплуатации?Ведь и у заднего фрикциона есть свои сильные стороны, и именно они для некоторых рыболовов являются основополагающими при выборе:

  • Задний фрикцион обладает куда большим диапазоном регулировок и настроек. Рыболов не ограничен верхним и нижним пределом фиксации шпули и волен настраивать усилия проворота штока так, как того требует ситуация. В результате именно задний фрикцион лучше всего подходит для работы с поводками диаметром 0.08-0.1 миллиметра;
  • Постоянство настройки. Настроив оснастку под конкретный диаметр поводка, рыболов избавляется от необходимости постоянной регулировки и подстройки. С передним фрикционным тормозом приходится постоянно работать, дабы сохранять настройку на приемлемом уровне;
  • Фиксация шпули заднефрикционной катушки  осуществляется посредством специального подпружиненного механизма: достаточно нажать на кнопку — и шпуля снята. Настройка же фрикциона остается при этом неизменной. В катушках с передним фрикционом раскрученный регулировочный винт при выполнении данной процедуры непременно означает расстроенный тормоз, который придется заново настраивать после установки бобины;
  • Заднефрикционные катушки опционально оснащаются так называемым флажковым тормозом. Представляет собой он своеобразный помощник фрикциона, расположенный в задней части катушки и позволяющий в одно касание как ослабить, так и затянуть фрикцион, не меняя настройки основного тормоза. Очень удобная штука, которую по достоинству оценили любители матчевой и фидерной рыбалки. Реализация подобного механизма на переднефрикционных катушках невозможно ввиду ее конструктивных особенностей.

Оба типа катушек имеют характерными сильными и слабыми сторонами, а потому сказать, что та либо иная конструкция предпочтительнее, нельзя. Решив купить рыболовную катушку недорого, каждый покупатель должен подходить к выбору в индивидуальном порядке, опираясь на свои предпочтения и учитывая условия, в которых ему придется рыбачить. Только так ему удастся достичь желаемых результатов и получить от рыбалки максимум удовольствия!

Источник: https://magazin-rybak.ru/novosti/perednii-ili-zadnii-frikcion-katushki-kakoi-vybrat.html

Регулировка фрикциона на мульте: как не сломать катушку

К сожалению, довольно часто причиной выхода из строя морской мультипликаторной катушки  становится сам рыболов при попытке отрегулировать фрикцион. В отличии от безинерционных катушек, для мультов такого класса существует определенная последовательность действий регулировки фрикциона, обусловленная их конструкцией. Нарушение этой последовательности почти всегда приводит к повреждению механизма фрикциона. Это в равной степени относится и к катушкам типа Level Drag, и Star Drag.

Сначала о типах фрикционов. На мультипликаторный катушках, не предназначенных для ловли забросом (conventional reels),  их два: 

Level Drag — управление производится одним рычагом, который в крайнем нижнем положении полностью освобождает шпулю, а в крайнем верхнем верхнем, в зависимости от регулировки, может  фиксировать ее полностью. 

Star Drag — управление производится двумя элементами. Звездочка на валу ручки позволяет менять усилие срабатывания фрикциона, а рычаг на корпусе — полностью освобождает шпулю.

О правилах регулировки фрикциона я расскажу на примере катушки типа Level Drag

Управление фрикционом происходит перемещением рычага снизу вверх. В крайнем нижнем положении рычага шпуля полность освобождена (например, когда снасть опускается на дно, при этом нужно чуть-чуть подтормаживать шпулю пальцем, чтобы не получилась «борода» — шпуля довольно тяжелая и инерция у нее большая). 

В крайнем верхнем положении шпуля зажимается настолько, насколько установлено максимальное усилие для срабатывания фрикциона. 

Есть и промежуточное (я его называю рабочим) положение  рычага. Иногда оно ощущается при движении рычага — он в этом месте как бы защелкивается но легко продвигается дальше. 

а у некоторых моделей есть даже специальный фиксатор, для преодоления которого необходимо усилие или даже нажатие на кнопку. Он как бы говорит, что дальше начинается зона, где нагрузки на снасть будут предельные.

Усилие, с которым срабатывает фрикцион, у катушек Level Drag регулируется с помощью винта на оси шпули

И вот тут самое главное: 

РЕГУЛИРОВКА ПРОИЗВОДИТСЯ ТОЛЬКО ПРИ ПОЛНОСТЬ ОСВОБОЖДЕННОЙ ШПУЛЕ — РЫЧАГ В КРАЙНЕМ НИЖНЕМ ПОЛОЖЕНИИ.

Последовательность действий проста: 

  • освободить шпулю, 
  • чуть-чуть повернуть винт (буквально на несколько градусов), 
  • дослать рычаг в рабочую зону, 
  • проверить достаточно ли усилие, с которым фрикцион отдает шнур в рабочей зоне
  • дослать ручаг в крайнее верхнее положение
  • проверить, с каким усилием срабатывает фрикцион там

И так далее — в поисках «золотой середины»

И немного о работе фрикционом. Многие рыболовы считают, что фрикцион должен быть отрегулирован так, чтобы в крайнем верхнем положении шпуля фиксировалась «намертво». На мой взгляд, это чревато следующими неприятностями:

  • если шнур очень прочный, сила тяги может оказаться такой (например, на зацепе), что фрикцион «сорвет» и он выйдет из строя.
  • по этой же причине чрезмерная нагрузка на вал шпули может способствовать деформации подшипников, вала и т.д.
  • если шнур не очень толстый, он может прорезать намотку на шпуле и заклинится внутри, а это потеря шнура.

Поэтому я усилие срабатывания фрикциона регулирую так, чтобы в крайнем  верхнем положении шпуля была зафиксирована «на грани фола», на пределе прочности шнура. А если шнур заведомо очень прочный, то так, чтобы я сам с трудом мог «отобрать» и фрикциона несколько метров шнура. В этом случае при запредельных нагрузках шнур все же пойдет, а если и потребуется его намертво застопорить, то при такой регулировки это легко сделать, зажав рукой шпулю.

И что нельзя делать ни в коем случае — так это пытаться менять услилие срабатывания фрикциона во время вываживания крупной рыбы — это прямой путь к поломке катушки. Что сделано — то сделано, и если катушка оказалась недостаточно правильно отрегулирована, нужно бороться другими способами: зажимать шпулю руками, отвоевывать у рыбы шнур подходом лодки и т.д.

У катушек Star Drag регулировка фрикциона аналогичная

и правила те же: все регулировки только при полностью свободной шпуле. Но только один важный момент: шпуля должна быть освобождена не только рычагом, а и звездочкой, которая должна быть полность выкручена на себя.

Tight lines!

Источник: https://www.prostor-fish.ru/review/regulirovka-frikcziona-na-multe.html

Фрикционные тормоза, назначение, разновидности, сильные и слабые стороны

Тормозная система в рыболовных катушках появилась давно. Еще инерционные модели оснащались различными трещотками и прижимными шайбами. Революционный прорыв в этом направлении произошел с появлением безынерционных катушек.

Из-за особой конструкции «мясорубок» пришлось изобретать фрикционные тормоза. Благодаря новой системе удалось использовать более тонкие лески для ловли рыбы. Существует несколько вариантов тормозных систем.

При выборе катушки в магазине важно обратить внимание и на особенности фрикциона.

Зачем нужен тормоз на катушке

Покупая рыболовную катушку, у многих возникает вопрос, что такое фрикционный тормоз? Оказывается, эта система очень полезна во время рыбной ловли.

  • Чтобы вытащить на берег заветный трофей, снасть должна выдержать сопротивление рыбы. И если отдельные представители ихтиофауны ведут себя на крючке достаточно спокойно, то некоторые виды рыб показывают свой буйный нрав. Как рыболову угадать с толщиной лески? Именно диаметр нити имеет определяющее значение на показатель разрывного усилия, которое выдерживает леска. Если на упаковке указано, что нить выдерживает вес 2 кг, то достаточно рыбе приложить усилие, превышающее эту величину, и рыболов останется без поводка или оснастки. Можно конечно поставить толстый шнур, но тогда поклевку придется ждать не одну рыбалку.
  • Решить эту проблему помогают катушки, оснащенные фрикционным тормозом. Принцип действия его заключается в следующем. Шпуля безынерционной катушки находится в статическом положении, а вокруг нее вращается лесоукладыватель. Он приводится в действие рукояткой катушки. Перед забросом приманки фрикцион настраивается таким образом, чтобы при достижении предельного разрывного усилия лески шпуля начала вращаться, отдавая рыбе определенный отрезок нити. При правильной настройке трофей быстро устает, т. к. тормоз оказывает сопротивление. Как только силы у рыбы истощаются, рыболов может снова подмотать леску и подвести добычу к берегу или лодке.

Фото 1. Шпуля безинерционной катушки.

Подводя итог, можно однозначно отметить, что благодаря фрикционному тормозу можно использовать более тонкие лески, отчего повышаются шансы на поимку осторожной рыбы.

Как работает фрикцион

Фрикционный тормоз на безынерционной катушке спасет леску от обрыва во время вываживания или при зацепе крючка за водоросли в том случае, если он правильно настроен. Для регулировки имеется специальный винт, который может быть расположен спереди шпули или на задней части корпуса.

  • Если полностью зажать винт, вращая его по часовой стрелке, то шпуля будет намертво зафиксирована. В таком положении рыболовы чаще всего вырывают оснастку при мертвом зацепе.
  • В случае полного ослабления регулировочного винта малейшее воздействие на леску заставит вращаться шпулю. Тем самым длина оснастки будет увеличиваться, а запас лески на шпуле соответственно уменьшаться. Но без тормоза не удастся вытащить даже небольшую рыбку.
  • В идеале рыболову необходимо найти такое положение фрикциона, чтобы сброс лески начинался только при достижении предельной нагрузки на нить. Точной настройке опытные рыболовы посвящают много времени.

Обратите внимание!

Если фрикцион на дешевой катушке склонен к заеданию, то лучше ослабить его примерно на половину разрывного усилия лески.

https://www.youtube.com/watch?v=zlkMA1uLO4Y

Технология настройки выглядит так.

  1. Сначала катушка с леской устанавливается на удочку. Нить протягивается сквозь пропускные кольца. Конец лески привязывается к статическому препятствию (дерево, столб).
  2. Скобу лесоукладывателя необходимо сбросить. Удилище устанавливается под углом 45 градусов. Скоба закрывается.
  3. Теперь медленным вращением катушки натягивается леска, чтобы кончик удочки согнулся.
  4. Вращая регулировочный винт против часовой стрелки, нужно найти момент срабатывания фрикциона.
  5. Легким подергиванием удилища на себя необходимо проверить, стравливается ли леска при рывках. В итоге после регулировки система должна сработать при возникновении 2/3 от предельной нагрузки.

Рекомендация!

Опытные рыболовы отпускают после этого тормоз еще на четверть оборота регулятора. В конце рыбалки рекомендуется полностью ослаблять фрикцион, чтобы продлить срок службы.

Однако испытания на суше не являются окончательными. Когда рыба после подсечки начнет отвоевывать метр за метром лески, важно следить за тем, сколько нити осталось на шпуле. Нередко рыболовы, наслаждаясь «песней» фрикциона не замечают, как шпуля опустошается, а дальше происходит досадный обрыв. Вся оснастка остается в воде.

Современные безынерционные катушки оснащаются тормозными системами разной конструкции. У каждой из них есть как сильные, так и слабые стороны.

При выборе катушки эксперты советуют следовать следующему принципу. Для поплавочной или спиннинговой ловли предпочтительнее комплектовать снасть моделями с передним расположением фрикциона. Тем рыболовам, которые выбрали фидер или карпфишинг, лучше обратить внимание на силовые катушки с задним фрикционом. Наличие байтраннера оправдано при целенаправленной ловле карпа и сазана.

Источник: https://fishelovka.com/gear/konstruktivnye-osobennosti-frikcionnyh-tormozov-v-katushkah

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сайт о рыбалке
Как насаживать кукурузу на крючок

Закрыть